|
Перед
нами развертываются последние страницы земной жизни Господа. Приближается
момент крестных страданий и смерти Спасителя. Как понятно и естественно
Его желание в предчувствии близкой смерти провести последние минуты вместе
с любимыми учениками, в мирной беседе с ними встретить великий праздник
Пасхи и дать им последние наставления перед конечной земной разлукой.
Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, - говорит
Он в Евангелии от Луки (Лк, 22, 15). И вот Он посылает двух учеников Своих,
Петра и Иоанна, приготовить все для праздника.
И пошли ученики Его, и пришли в город... и приготовили пасху. Когда
же настал вечер, Он приходит с двенадцатью (Мк. 14, 16, 17).
Началась Тайная Вечеря, как обыкновенно называется эта пос-ледняя пасхальная
трапеза Господа с учениками, основное значе-ние которой для православных
христиан состоит в установлении великого новозаветного Таинства, заменившего
ветхозаветную пасхальную жертву, - таинства Евхаристии.
Когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал:
приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им:
и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих
изливаемая (Мк. 14, 22-24).
Сие творите в Мое воспоминание,
- прибавил Он, по сказанию евангелиста Луки (Лк. 22, 19).
С тех пор по заповеди Спасителя, в воспоминание Его Крест-ных страданий
и смерти за искупление падшего человека совер-шается в Церкви Христовой
великая тайна Тела и Крови Христовой. Под видом хлеба и вина вместо ветхозаветного
однолетнего агнца приносится жертва Тела и Крови Иисуса Христа.
Какое значение имеет для нас это Таинство?
Евхаристия Православной Церкви, являющаяся таинственным повторением Голгофской
жертвы через вкушение хлеба и вина, претворенных в истинное Тело и в истинную
Кровь Христову, дает приступающим с верою к таинству вступить в самое
тесное, приискреннее и действительное единение с Господом и таинствен-но
участвовать в Его страданиях и смерти, чем приобретается прощение грехов
и жизнь вечная.
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, - говорит Господь, - имеет
жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно
есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою
Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу
Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною (Ин. 6, 54-57).
Вступая в тесное и непосредственное единение с Господом че-рез вкушение
Его Пречистого Тела и Крови, все верующие в то же время через Христа связываются
самым тесным образом и друг с другом, образуя единый организм Церкви,
глава которой -Христос, а тело - вся сумма верующих, объединенных единством
веры, таинств, учения и любви. Литургия, где приносится вели-кая жертва
Тела и Крови Христовой, есть самый существенный момент биения таинственного
сердца Церкви, через который ду-ховная сила Христова, сила благодатной
жизни, разливается от святой Чаши по всему организму Церкви. Верующие,
как виног-радные ветви, получают здесь свои питательные соки от лозы -Христа
(Ин. 15, 5). Вот почему без таинства Причащения нет духовной жизни. Если
не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете
иметь в себе жизни (Ин. 6, 53), - говорит Спаситель. В то же время
литургия есть момент едине-ния во Христе между собою всех причащающихся
верующих, срастающихся в единое тело Церкви. Один хлеб, - пишет
апостол Павел, - и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного
хлеба (1 Кор. 10, 17).
Этот момент общего Причащения от единого хлеба настолько существенен в
жизни Церкви, что им определяется принадлежность к Церкви. Евхаристия
это великий праздник таинственного еди-нения верующих.
Наконец, в смысле моральном Евхаристия для верующих есть великий урок
и наглядная проповедь о сущности нравственной христианской жизни. Святая
Евхаристическая Чаша, наполнен-ная Телом и Кровию Господа, есть прежде
всего чаша страданий. С великой силой, превосходящей всякое красноречие,
говорит она нам о том подвиге, которым приобретена для нас жизнь веч-ная,
и напоминает о том, что жизнь должна быть подвигом любви.
Здесь, перед святой Чашей, познаем мы великую любовь Божию к нам, которая
открылась в том, ...что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и
послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. ... Если так возлюбил
нас Бог, то и мы долж-ны любить друг друга (1 Ин. 4, 9 - 11).
Перед святой Чашей познаем мы любовь в том, что Он положил за нас душу
Свою: и мы должны полагать души свои за братьев (1 Ин. 3, 16). К страданиям
любви зовет святая Чаша, к любви, готовой, по примеру Спасителя, положить
душу свою за ближнего, ибо нет больше той любви, как если кто положит
душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13). Первая и самая главная запо-ведь,
оставленная нам Спасителем, есть заповедь о любви. Заповедь новую даю
вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг
друга (Ин. 13, 34). Кто исполняет эту заповедь, тот вместе с тем свидетельствует
о своей любви к Богу, ибо кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот
любит Меня (Ин. 14, 21), и к такому человеку относится неложное обетование
Спасителя: кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю
его и явлюсь ему Сам (Ин. 14, 21), и далее: кто любит Меня, тот
соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель
у него сотворим (Ин. 14. 23).
В этом единении с Богом и состоит высшее счастье жизни, до-ступное для
человека, и путь к этому счастью в страданиях люб-ви.
Таким образом, вся сущность христианской жизни дана в святой Евхаристической
Чаше: в ней мука и горечь страданий люб-ви, но в ней и счастье любви и
высшее блаженство единения с Богом. Таинство Евхаристии - это страдания,
претворенные любовью в блаженство. В этом же состоит и таинственный закон
жизни во Христе.
|
|