ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ

     Перед нами развертываются последние страницы земной жизни Господа. Приближается момент крестных страданий и смерти Спасителя. Как понятно и естественно Его желание в предчувствии близкой смерти провести последние минуты вместе с любимыми учениками, в мирной беседе с ними встретить великий праздник Пасхи и дать им последние наставления перед конечной земной разлукой. Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, - говорит Он в Евангелии от Луки (Лк, 22, 15). И вот Он посылает двух учеников Своих, Петра и Иоанна, приготовить все для праздника.
      И пошли ученики Его, и пришли в город... и приготовили пасху. Когда же настал вечер, Он приходит с двенадцатью (Мк. 14, 16, 17).
      Началась Тайная Вечеря, как обыкновенно называется эта пос-ледняя пасхальная трапеза Господа с учениками, основное значе-ние которой для православных христиан состоит в установлении великого новозаветного Таинства, заменившего ветхозаветную пасхальную жертву, - таинства Евхаристии.
      Когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая (Мк. 14, 22-24).
      Сие творите в Мое воспоминание, - прибавил Он, по сказанию евангелиста Луки (Лк. 22, 19).
      С тех пор по заповеди Спасителя, в воспоминание Его Крест-ных страданий и смерти за искупление падшего человека совер-шается в Церкви Христовой великая тайна Тела и Крови Христовой. Под видом хлеба и вина вместо ветхозаветного однолетнего агнца приносится жертва Тела и Крови Иисуса Христа.
      Какое значение имеет для нас это Таинство?
      Евхаристия Православной Церкви, являющаяся таинственным повторением Голгофской жертвы через вкушение хлеба и вина, претворенных в истинное Тело и в истинную Кровь Христову, дает приступающим с верою к таинству вступить в самое тесное, приискреннее и действительное единение с Господом и таинствен-но участвовать в Его страданиях и смерти, чем приобретается прощение грехов и жизнь вечная.
      Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, - говорит Господь, - имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною (Ин. 6, 54-57).
      Вступая в тесное и непосредственное единение с Господом че-рез вкушение Его Пречистого Тела и Крови, все верующие в то же время через Христа связываются самым тесным образом и друг с другом, образуя единый организм Церкви, глава которой -Христос, а тело - вся сумма верующих, объединенных единством веры, таинств, учения и любви. Литургия, где приносится вели-кая жертва Тела и Крови Христовой, есть самый существенный момент биения таинственного сердца Церкви, через который ду-ховная сила Христова, сила благодатной жизни, разливается от святой Чаши по всему организму Церкви. Верующие, как виног-радные ветви, получают здесь свои питательные соки от лозы -Христа (Ин. 15, 5). Вот почему без таинства Причащения нет духовной жизни. Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 53), - говорит Спаситель. В то же время литургия есть момент едине-ния во Христе между собою всех причащающихся верующих, срастающихся в единое тело Церкви. Один хлеб, - пишет апостол Павел, - и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба (1 Кор. 10, 17).
      Этот момент общего Причащения от единого хлеба настолько существенен в жизни Церкви, что им определяется принадлежность к Церкви. Евхаристия это великий праздник таинственного еди-нения верующих.
      Наконец, в смысле моральном Евхаристия для верующих есть великий урок и наглядная проповедь о сущности нравственной христианской жизни. Святая Евхаристическая Чаша, наполнен-ная Телом и Кровию Господа, есть прежде всего чаша страданий. С великой силой, превосходящей всякое красноречие, говорит она нам о том подвиге, которым приобретена для нас жизнь веч-ная, и напоминает о том, что жизнь должна быть подвигом любви.
      Здесь, перед святой Чашей, познаем мы великую любовь Божию к нам, которая открылась в том, ...что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. ... Если так возлюбил нас Бог, то и мы долж-ны любить друг друга (1 Ин. 4, 9 - 11).
      Перед святой Чашей познаем мы любовь в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев (1 Ин. 3, 16). К страданиям любви зовет святая Чаша, к любви, готовой, по примеру Спасителя, положить душу свою за ближнего, ибо нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13). Первая и самая главная запо-ведь, оставленная нам Спасителем, есть заповедь о любви. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (Ин. 13, 34). Кто исполняет эту заповедь, тот вместе с тем свидетельствует о своей любви к Богу, ибо кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня (Ин. 14, 21), и к такому человеку относится неложное обетование Спасителя: кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин. 14, 21), и далее: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14. 23).
      В этом единении с Богом и состоит высшее счастье жизни, до-ступное для человека, и путь к этому счастью в страданиях люб-ви.
      Таким образом, вся сущность христианской жизни дана в святой Евхаристической Чаше: в ней мука и горечь страданий люб-ви, но в ней и счастье любви и высшее блаженство единения с Богом. Таинство Евхаристии - это страдания, претворенные любовью в блаженство. В этом же состоит и таинственный закон жизни во Христе.

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.