|
ВЕРХНЕТАГИЛЬСКАЯ
ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ "ЗНАМЕНИЕ"
В Знаменском храме г. Верхний Тагил находит-
ся весьма почитаемая на Среднем Урале Чудот- ворная икона Божией Матери,
именуемая «Зна- мение». По преданию, эта чудотворная икона на- ходится
в Верхнетагильском храме с момента его открытия в 1753 году. До этого
же находилась во владении Саввы Медведева. Верхнетагильский завод был
основан в 1718 году Никитой Демидовым. Первое поселение возникло при заводе.
Деревянный храм в Верхнем Тагиле был заложен в 1752 г., а освящен в 1753
г. Этот храм сгорел 18 мая 1861 года, когда выгорела большая часть Верхнего
Тагила. Каменный храм был заложен в 1859 г., а освящен 22 ноября 1876
г. После пожара и до освящения храма богослужения совершались во временном
храме во имя пророка Илии, устроенном в заводской конторе. Каменный Знаменский
храм, освященный в 1876 г., существует и доныне. В годы советской власти
не закрывался.
Чудотворный образ Божией Матери “Знамение”
находится у левого клироса на аналое под стеклом. К Образу привешены украшения
от благодарных почитателей, получивших исцеление. Образ писан на доске
размером 70,0 х 53,8 х 2,5. Шпонки врезные и торцевые. Торцевая часть
иконы опалена огнем в пожаре 1861г. Сам Образ огнем не поврежден.
На иконе изображение Богоматери Оранты, по
пояс, с воздетыми в молитве руками. На груди Божией Матери, в медальоне
изображение Богомладенца, который правой рукой благословляет, а в левой
держит свернутый свиток. С правой стороны от лика Божией Матери изображение
херувима, а с левой - серафима.
Икона очень почиталась и почитается как в
самом Верхнем Тагиле, так и в округе. Крестные ходы с Верхнетагильской
чудотворной иконой Божией Матери “Знамение” совершались практически в
течение всего лета. После Пасхи святая икона была приносима в Верхнейвинский
завод, где 9 (22) мая, в память свт. Николая, был престольный праздник.
8 и 9 мая св. икона находилась в Свято-Николаевском храме Верхнейвинского
поселка, а 10 (23) мая крестный ход с иконой двигался в деревню Тарасково,
где икона находилась в течение двух дней, и потом снова возвращалась в
Верхнейвинский завод, где пребывала еще около двух недель. В это время
с иконой совершались крестные ходы по поселку. Св. икона приносилась в
дома, где перед ней служились молебны. В конце мая св. икону переносили
из Верхнейвинского завода в Нейво-Рудянский. Крестный ход из Нейво-Рудянского
завода шел в Верхнейвинск встречать Икону, потом возвращался в Нейворудянку.
Св. икона находилась в Успенской единоверческой церкви Нейворудянского
завода одну неделю, после чего икону уносили в Верхний Тагил.
Обычай приносить чудотворный Образ в Нейворудянский
завод появился в 1872 г. в память прекращения лихорадки и падежа скота,
продолжавшихся около двух лет.
Накануне праздника Святых Апостолов Петра
и Павла, 28 июня (11 июля), чудотворную икону приносили в Невьянск. Крестный
ход следовал через деревню Калата и Шуралинский завод, где делались краткие
остановки и служились молебны. Этот крестный ход был особенно многочисленным
по причине Петровской ярмарки, которая проводилась в Невьянске ежегодно
в это время. К 8 (21) июля, дню памяти святого преподобного Прокопия Устюжского,
крестный ход с иконой шел в деревню Федьковка, около Невьянска, где с
XVIII в. была часовня, а с начала XX в. храм во имя Устюжского Чудотворца.
В Федьковке икона находилась до 11 (24) июля, после чего возвращалась
в Невьянск. 19 июля (1 августа), к Ильину дню, икону уносили в Верхний
Тагил. В Верхнем Тагиле, в Ильинском единоверческом храме был престольный
праздник. Кроме того, в крестных ходах всегда носили еще и чтимые иконы
святого Пророка Илии и святителя Николая Чудотворца. К празднику Успения
Божией Матери, 15 (28) августа, св. икону приносили в Успенский храм Быньговского
завода. Крестный ход выходил из Верхнего Тагила 14 (27) августа и, проследовав
с краткими остановками через Калату, Шуралу, Невьянск, к началу праздничного
Всенощного бдения оказывался в Быньгах, где икона находилась до 29 августа
(11 сентября). Из Бынег икону на короткое время переносили в деревню Нижние
Таволги. К дню памяти Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского
30 августа (12 сентября), накануне св. икону приносили из Бынег в Шуралу,
где был престольный праздник и приуроченная к этому дню ярмарка. Из Шуралы
крестный ход следовал до Верхнего Тагила, где икона оставалась до мая
следующего года.
Крестные ходы с Верхнетагильской чудотворной
иконой Божией Матери совершались до конца 20-х годов ХХ в. и прекратились
по запрещению советской власти.
О почитании Верхнетагильской иконы свидетельствуют
делавшиеся с нее списки. Чтимый список с Верхнетагильского образа находится
в храме во имя Св. Николая в с. Быньги Невьянского района, с левой стороны
главного алтаря. Особо чтимая копия иконы находилась в Невьянском Преображенском
соборе, помещалась в киоте за левым клиросом. После закрытия собора икона
была спасена и в настоящее время находится в Вознесенском храме г. Невьянска
также за левым клиросом.
В алтаре Верхнетагильской Знаменской церкви
хранится рукопись, содержащая запись устного предания о явлении и чудесах
Верхнетагильской чудотворной иконы Божией Матери “Знамение”. Это рукопись
начала ХХ в. Рукопись содержит 16 листов (две тетради, по восемь листов
в каждой) и два форзацных листа.
Текст, содержащийся в рукописи, уже публиковался
частично и в пересказе (по копии рукописи, хранящейся в Верхнетагильском
краеведческом музее).
Здесь публикуется полный текст рукописи.
Сказание о явлении и чудесах Верхнетагильской
чудотворной иконы Божией Матери, именуемой “Знамение”
Кем и где написана эта святая икона - неизвестно,
а известны лишь следующие сведения:
Во время основания горных заводов на Урале,
по большой надобности в людях, дозволялось правительством водворяться
на горных заводах всякому желающему без исследования прежней жизни и преступлений.
Шли из России несколько человек бурлаков для водворения на горных заводах,
и на дороге, ведущей к Невьянскому заводу, обрели скит монашествующих
и изъявили желание последовать примеру проживающих в скиту монахов, где
и остались для всегдашнего проживания. Но необузданное своеволие бурлаков
видело в мирной жизни схимников один только тяжелый труд в работах и молитвах,
чего им скоро наскучило и они решили продолжать свой путь далее к Невьянскому
заводу. Скит, в котором проживали, разорили и разграбили, оставив на том
месте только одну святую икону Знамения Пресвятой Богородицы. Но Образ
Богоматери не благоволил оставаться в неизвестности, ибо от сей святой
иконы был глас, повелевающий бурлакам непременно взять ее с собою, угрожая
в противном случае обнаружить их грабительство и разорение скита. Три
раза они покушались спрятать святую икону в лесу, но глас повелевал немедленно
взять ее с собою. Бурлаки, вследствие трехкратной неудачи, решились нести
святую икону с собой.
Не доходя до Невьянского завода, послали
в оный несколько человек из своих товарищей, чтобы объявить кому-либо
о несенной ими святой иконе, столь чудно на них подействовавшей. По приходе
в Невьянск они нашли квартиру, и когда хозяину оной рассказали о своих
обстоятельствах, то он ужаснулся принять со святой иконой в дом свой.
Тогда посланные возвратились к оставшимся при святой иконе товарищам,
то по всеобщем совещании решили никому в заводе о святой иконе не объявлять,
а поставить таковую на заводскую тульскую башню, что по приходе в Невьянск
и исполнили.
Явление иконы тотчас же сделалось известным
жителям завода, и икона была принесена в церковь. Явление чудотворной
иконы произвело на жителей Невьянска большое впечатление. Один из жителей
Невьянска, Савва Медведев, был заподозрен в краже вещей у жителя деревни
Каменки, но так как подозрение на Медведева было невинное, то он и приносил
Господу Богу теплые молитвы об избавлении [от] возводимого на него обвинения.
Молитвы Медведева были услышаны защитою и покровительством явившейся святой
иконы на башне: в одну ночь явившаяся на башне икона, находящаяся уже
в то время в церкви, явилась Медведеву и рекла: “Если ты обещаешься перенести
меня в дом свой, будешь избавлен от возводимого на тебя напрасного обвинения”.
Обрадованный чудесным явлением святой иконы, Медведев дал в этом обещание,
и действительно в скором времени потребован в Алапаевскую провинцию для
ответа по возводимому на него обвинению в краже. Но лишь только явился
в провинцию, претендатель пал перед ним ниц и просил прощения в напрасном
обвинении, так как учинивший кражу был уже обнаружен и предан суду.
Такое проявление милости Божией тем разительнее
подействовало на Медведева исполнить данное им обещание чудотворной иконе.
По возвращении в Невьянск Медведев немедля явился к протоиерею, сказал
ему все происшедшия с ним обстоятельства и просил уступить ему святую
икону. Протоиерей затруднился вырешить единолично просьбу Медведева, посоветовался
с властями Невьянского завода, и по всеобщем совещании было решено продать
святую икону Медведеву за три рубля (в 1709 г.), а деньги приложить в
церковь.
Вскоре после того Медведев был переведен
на жительство с Невьянского в Верхне-Тагильский завод, тогда он перенес
с собой и чудотворную икону. Находилась святая икона во владении Медведева,
в Невьянске и Тагиле, 44 года. В 1753 г., когда в Верхне-Тагильском заводе
была построена церковь, Медведев с общего согласия всех жителей внес в
церковь сию чудотворную икону и вместе с ней внес еще три иконы: Пресвятыя
Живоначальныя Троицы, Святого пророка Илии и Святых мученик флора и Лавра,
сам же, будучи человеком усердным и богобоязненным, был избран церковным
старостою.
От сей чудотворной иконы Знамения Божией
Матери бывали многая исцеления от различных болезней с верою и усердием
к ней притекающим. Усердные христиане и поныне не перестают приходить
на поклонение сему чудотворному Образу Знамения Божией Матери и переносят
таковой каждогодне в течение лета по окрестным заводам. В Невьянском заводе
был необыкновенный падеж на скота. Тогда жители Невьянска вспомнили о
святой иконе, явившейся на башне, и пожелали принести таковую в Невьянск
для принесения теплых молитв об избавлении от падежа, что ими и было исполнено.
По принесении теплых молитв сему чудотворному Образу падеж на скота прекратился.
Поэтому жители Невьянска положили обет ежегодно приносить святую икону
в Невьянск к празднику Святых Апостолов Петра и Павла и приносить обратно
в Тагил к празднику Святого Пророка Илии, что с большим радением исполняется
и поныне. В одно время при переносе святой иконы из Тагила в Невьянск,
священники, служа молебен на речке Калате, между собою поссорились. Когда
хотели продолжать ход, святую икону не могли даже поднять с места. Видя
такое чудотворение святой иконы, сопровождающие трудолюбивые богомольцы
стали просить священников, чтобы они примирились. И когда священники искренно
простились между собою, тогда чудотворная икона несена бысть с необыкновенною
легкостию.
Верхнейвинский завод был наказан карою свыше
за небрежность к чудотворной иконе. Раз по обыкновению чудотворная икона
была принесена в Верхнейвинскую церковь к празднику Святителя Чудотворца
Николая 9 мая. Когда надо было нести святую икону обратно в Тагил, жители
Верхнейвинска, проводив святую икону лишь только за селение до местности,
так называемой “Лобачевка”, возвратились обратно в Верхнейвинск, не желая
по нерадению своему нести чудотворного Образа до Тагила. Местные священно-церковнослужители
в силу необходимости вынуждены были просить помощи для переноса в Тагил
чудотворной иконы у Верхнейвинского заводского начальства. И унесена бысть
таковая заводскими рабочими по принуждению от заводского начальства, а
не как по ихнему желанию. На другой день после унесения чудотворной иконы
Верхнейвинский завод выгорел. Жители завода отнесли причину пожара якобы
гневу чудотворной иконы за их нерадение во время перенесения иконы. С
тех пор жители Верхнейвинска дали обещание приносить чудотворную икону
в Верхнейвинск и уносить обратно в Тагил по своему усердному желанию,
что исполняется и по днесь с большим усердием.
Житель Верхнейвинского завода Никита Семенов
Яргин, будучи болен несколько времени глазною болезнию, не питал даже
надежды на выздоровление. В день принесения чудотворной иконы в Верхнейвинск
(8 мая) пришел к нему в дом неизвестный старичок и попросил полотенце,
коим бы по принесении чудотворного Образа в Верхнейвинскую церковь обтереть
лик от пыли, и посоветовал этим полотенцем, когда он оботрет лик Образа,
вытереть лицо болящему Яргину, что он, Яргин, и выполнил с большим усердием
и верою на выздоровление, и на другой же день почувствовал от болезни
облегчение и в скором времени выздоровел совершенно.
Жена Александра Ивановича Семевского, служившего
в то время управителем Нейво-Рудянского завода, была одержима ножною болезнию,
несколько времени не могла ходить, почему и была возима при помощи прислуги
в особо устроенной коляске. Один из жителей Рудянского завода предложил
жене Семевского во время переноса чудотворной иконы из Тагила в Верхнейвинск
принять таковую в дом свой для принесения теплых молитв, что Семевская
с верою и усердием выполнила, и вскоре после ухода с иконами почувствовала
себя совершенно здоровою.
Протоиерей
Петр Мангилев,
проректор Екатеринбургского Духовного училища
|
|