|
КАЛЕНДАРЬ
ВЕЧНОСТИ
Интервью с наместником Сретенского ставропигиального монастыря г. Москвы
архимандритом Тихоном (Шевкуновым)
Корреспондент. Недавно в одной из
телепрограмм долго сетовали, что Русская Церковь все никак не перейдет
на новый календарь, не празднует Рождество и Пасху вместе со всем остальным
миром. Неужели нам так и оставаться навсегда отсталыми, со своим устаревшим
календарем?
Архимандрит Тихон (Шевкунов). Я искренне
верю и надеюсь, что Церковь, не обращая внимания на весь прогрессивный
мир, будет продолжать жить по своему церковному времяисчислению.
Мир волен сколько угодно переходить
на какой угодно календарь: во времена Французской революции был введен
республиканский календарь, при Советской власти перешли на пятидневки,
сегодня почти во всем мире действует григорианский календарь, но ему на
смену готовят новый всемирный календарь.
В позиции Святой Церкви есть более
чем веские доводы непременно исчислять свое время по тому календарю, по
которому жили во времена Христа. (Кстати, КАЛЕНДАРИУМ в переводе с латыни
- это “долговая книга”. Мы несем ответ за время, данное каждому из нас
Богом.)
Корреспондент. Вы можете объяснить
такую твердую и непримиримую позицию?
Архимандрит Тихон. Назвать ее непримиримой
было бы неверно. Напротив - все, что касается церковного года, исполнено
МИРА, потому что наше времяисчисление основано на соотношении земного
времени с Вечностью, с Богом, со Христом - источником мира.
Мы не будем сейчас вдаваться в споры
ученых, какой календарь более точный: старый, юлианский, или новый, григорианский,
- в данном случае это совершенно не важно. Посмотрим на вопрос с другой
стороны.
Что такое светский календарь? В основе
его лежит периодичность движения небесных светил. А как быть с церковным
календарем, который соотносит наш мир - с миром совершенно иным, духовным,
нематериальным; наше земное время - с вечностью, с тем состоянием бытия,
когда времени уже нет?
Для того, чтобы соотнести эти несовместимые
понятия надо, чтобы их - Вечность и время, Дух и материю - объединяло
что-то или Кто-то. В этой таинственной точке, где пересекаются время и
вечность, перед нами на Кресте предстает Богочеловек, Иисус Христос. Надо
понять, что именно Христос, Его жизнь лежит в основе христианского времяисчисления.
Вехи Его жизни: Рождество, Крещение, Преображение, Распятие, Воскресение
-это те события, из которых строится церковный год.
Корреспондент. Но ведь Христос жил
очень давно, две тысячи лет назад?
Архимандрит Тихон. Да, Он жил в то
время, когда древний мир пользовался календарем, введенным Юлием Цезарем
в 45 году до Рождества Христова. Это календарь, который одни ученые называют
более точным, чем позднейший григорианский, другие -менее точным, но именно
он был в дни жизни Христа Спасителя. И, естественно, он взят за основу
церковного календаря.
В канонах церковных есть такое правило:
Пасха, то есть праздник Воскресения Христова, непременно должна праздноваться
после Пасхи иудейской и не совпадать с ней. Почему это именно так? Спаситель
был распят и умер на Кресте накануне иудейской Пасхи и в третий день воскрес.
Если мы пользуемся старым юлианским календарем, то эта хронология сохраняется,
а если переходим на григорианский, то Воскресение может совпасть с днем
распятия, иудейской Пасхой, или даже предшествовать ему. В этом случае
изменчивое время, а не жизнь Богочеловека кладется в основу богослужебного
времясчисления и искажает его.
Но скажут: каждый календарь требует
доказательств периодичности - весна сменяется летом, осень зимою. Это
мы прекрасно знаем по светским календарям. Но и в церковном календаре
события жизни Иисуса Христа следуют одно за другим, причем самое поразительное,
что те моменты Его жизни, которые были связаны с особыми проявлениями
в нашем материальном мире, ежегодно повторяются особыми явлениями, которые
обычно называют чудом.
Так, именно по старому церковному
стилю в Великую Субботу, накануне Воскресения Христова, Православной Пасхи
(которая, как вы знаете, бывает каждый год в разные дни), в Иерусалиме
на Гроб Господень снисходит Божественный Благодатный огонь, который знаменует
огненное воскресение Христа. Напомню, что снисходит этот огонь накануне
Пасхи по православному календарю и свойства этого огня особые: первые
несколько минут он не обжигает, и люди могут омывать им лица. Это удивительное
зрелище, которое происходит каждый год при десятках тысяч свидетелей и
снимается на сотни видеокамер.
Другое особого рода соприкосновение
Богочеловека с материей было во время Его Крещения, когда Спаситель вошел
во Иордан и принял крещение от Иоанна. И поныне в день Крещения именно
по церковному, старому стилю или календарю (называйте как угодно), когда
в храмах освящается вода, она делается нетленной, то есть не портится
много лет, даже если ее держать в закрытом сосуде. Это, повторю, происходит
каждый год и также только на праздник Крещения по православному, юлианскому
календарю.
В этот день, по словам одной из церковных
стихир, “освящается всех вод естество”, поэтому не только вода в церкви,
но все воды приобретают это первозданное свойство нетления. Даже вода
из-под крана в этот день становится “крещенской”, Великой Агиасмой - Святыней,
как называется она в Церкви. А на следующий день все воды приобретают
свои обыкновенные свойства.
Крещенская вода освящает, исцеляет,
сообщает особую благодать Божию каждому человеку, с верою причащающемуся
ее.
Или еще один пример. Праздник Преображения
- тот день, когда Господь преобразился, дивно изменился перед своими учениками
во время молитвы на горе Фавор, и облако покрыло их, как описывается в
Евангелии. С тех пор ежегодно, именно в день празднования Преображения
и только по юлианскому календарю на гору Фавор в Галилее, на самую вершину
ее, где расположен православный храм, спускается облако и на некоторое
время покрывает полностью храм. Замечу, что во все остальные дни года
облаков на Фаворе не бывает практически никогда. Редко - в январе в сезон
дождей. А Преображение празднуется Православной Церковью в середине августа.
Корреспондент. Но католики, протестанты
не могут не знать всего этого.
Архимандрит Тихон. Конечно, многие
из них, особенно пастыри, знают об этих явлениях и часто бывают их свидетелями
(на Святой Земле все происходит у них на глазах), но замалчивают это.
Ну, а нам, православным, ни в коем случае
нельзя отказываться от своего церковного времясчисления, в основе которого
лежит жизнь нашего Спасителя, и заменять его на более или менее “правильные”
календари материального мира. Мы пользуемся ими в нашей обыденной жизни,
но в церковной будем как величайшее достояние сохранять церковный календарь,
как бы нас ни убеждали отказаться от него.
«Православие
2000»
|
|