|
ГЕРБ
ГОСУДАРСТВА - ВЫРАЖЕНИЕ ЕГО НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ
Исторически появление двуглавого орла
в качестве государственного герба России совпадает с созданием и становлением
Русского централизованного государства. Перелетев в Третий Рим из Византии,
двуглавый орел впервые опустился на государственную печать Ивана III в
1497 году.
В древней символике орел, как и лев,
символизировал царственность. В «Словаре международной символики и эмблематики»
говорится, что «римские полководцы имели изображение орла на своих жезлах
как знак главенства над действующей армией». Позднее орел «был превращен
в исключительно императорский знак, символ верховной власти». Именно поэтому
орел получил в римском законодательстве официальное наименование «римская
птица» (avis Romana).
Герб как эмблема государства выражал
его национальную идею, то есть осмысленное народом историческое предназначение.
Две увенчанные головы орла символизируют единство духовной и светской
власти, власти патриарха и царя над русской землей. Наверху в центре располагается
третий венец, знаменующий собой власть Бога над Россией. Одна голова орла
обращена на Запад, а другая на Восток, символизируя срединное положение
России и грядущее объединение их под властью российского императора.
В XVII веке двуглавый орел взлетел
на шатры Московского Кремля. Здесь тоже все было основано на глубочайшей
и очень сложной символике. Сама конфигурация кремлевских стен - четырехугольник,
стремящийся к треугольнику. Так средневековые зодчие совместили два религиозных
символа - города Святой Троицы - «Царствия Треугольного» и четырехугольных
стен апокалиптического Небесного Иерусалима - Царствия Божия. Первый каменный
шатер, выложенный зеленой черепицей - символ Божественной Сени, Защиты
и Покрова - появился на Спасской башне в 1625 году. К концу XVII века
такие же шатры увенчали все кремлевские башни. Шатры символизировали священность
московского Кремля - «алтаря Москвы», а их зеленый цвет был уподоблен
цвету стен Небесного Иерусалима. В Апокалипсисе говорится, что они сделаны
из ясписа - камня темно-зеленого цвета, символа Святой Троицы и Святого
Духа. Согласно толкованию святого Андрея, архиепископа Кесарийского, яспис
- «присно растущий и зеленеющий, животодавец, символ жизни». В XVII веке
двуглавые орлы появились на четырех проездных кремлевских башнях - Спасской,
Троицкой, Никольской и Боровицкой. Заметим, что их расположение в плане
тоже давало трапециевидную фигуру, по форме близкую к конфигурации стен
Кремля, как бы воспроизводя и повторяя ее.
В марте 1918 года в Кремль переехало
большевистское правительство, и в том же году 1 ноября на Лобном месте
при огромном скоплении народа «торжественно» сожгли всю государственную
символику дореволюционной России и царские регалии, причем двуглавому
орлу предварительно перебили крылья, а вместо скипетра и державы в лапы
вставили нагайку и цепи. В 1934 году двуглавые орлы были сняты и на те
же четыре башни установили звезды из уральских самоцветов. Однако они
быстро потускнели, и в 1937 году их заменили на новые, рубиновые, только
теперь их было уже пять - была добавлена еще одна звезда на угловую Водовзводную
башню. Это было сделано сознательно: теперь увенчанные звездами кремлевские
башни в плане сами представляют собой изображение пятиконечной звезды,
означающей единство народов всех пяти континентов, объединенных в коммунистической
идее мировой революции.
Двуглавый орел вновь прилетел в Россию
и ждет последнего движения нашего патриотического чувства - когда мы снимем
пятиконечные звезды над московским Кремлем. Ведь по-прежнему одна голова
двуглавого орла смотрит на Запад, а другая на Восток, символизируя срединное
положение России между двумя сторонами света. И над двумя главами по-прежнему
простирается венец, напоминая о Божием промышлении в судьбах нашего государства.
Елена
Лебедева
«Православие 2000»
|
|