|
ШЕСТОПСАЛМИЕ. ЕГО СОДЕРЖАНИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ
(Продолжение.
Начало в № 24)
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПСАЛМОВ
Как уже было сказано ранее, Шестопсалмие
читается при потухших свечах. Но в нем уже брезжит утренняя заря. Это
состояние перехода от ветхозаветного мрака к Евангельскому свету и отражает
содержание Шестопсалмия. Тема ночи и утра отчетливо звучит в псалмах 3,
62, 87 и 142 и несколько завуалированно - в псалмах 37 и 102. Однако,
если выписать подряд отмеченные Скабаллановичем стихи, то нетрудно увидеть
проходящую через все Шестопсалмие “волну” - чередование тьмы и света,
идущее по нарастающей и заканчивающееся светлой надеждой на милость Божию.
Первый псалом Шестопсалмия открывает эту тему: аз уснух и спах (ночь),
востах, яко Господь заступит мя - пробуждение (Пс. 3, 6). Затем
наступает полоса как бы непрерывного мрака: весь день (т.е. всегда, непрестанно)
сетуя хождах (Пс. 37, 7), лъстивным весь день поучахуся
(Пс. 37, 13), которая сменяется радостной, утренней устремленностью к
Богу: Боже, Боже мой, к Тебе утренюю (Пс. 62, 2). Тема ночной и
утренней (т.е. постоянной) обращенности к Богу укрепляется, дважды повторяясь
в псалмах 62 и 87: аще поминах Тя на постели моей (ночь), на
утренних поучахся в Тя (Пс. 62, 7), во дни воззвах (утро) и
в нощи пред Тобою, и утро молитва моя предварит Тя (Пс. 87, 2, 13).
И, наконец, с особой силой тема ночи и утра, мрака и надежды звучит в
псалмах 102 и 142: после скорбных размышлений о кратковременности человеческой
жизни, которая отцветает, подобно полевому цветку (Пс. 102, 15), псалмопевец
с новым молитвенным подъемом взывает ко Господу: слышану сотвори мне
заутра милость Твою, яко на Тя уповах (Пс. 142, 8).
Обратимся теперь и к другим стихам Шестопсалмия.
По наблюдению Скабаллановича, данные псалмы однородны по содержанию и
тону. Эта однородность проступает особенно явственно, если рассматривать
содержание Шестопсалмия не последовательно - по псалмам, а параллельно
- по темам, подобно тому, как мы проследили за движением мрака и света
(ночи и утра).
Псалмопевец возносит молитвы - Господь
слышит
Эта тема звучит в четырех псалмах: гласом
моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея (Пс. 3,
5); яко на Тя, Господи, уповах, Ты услышиши, Господи Боже мой (Пс.
37, 16); да внидет пред Тя молитва моя: приклони ухо Твое к молению
моему (Пс. 87, 3); Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое
во истине Твоей (Пс. 142, 1). Это многократно повторяемое на протяжении
всего Шестопсалмия “услыши” создает ощущение непрерывности молитвы и уверенности
в том, что она принята (услышана) Богом (ср. Мф. 7, 7).
Нападение врагов
Тема гонимого праведника составляет содержание
многих псалмов. Сотни тысяч (тьмы) восставших преследуют псалмопевца (Пс.
3, 2, 7); они усиливаются, и число их все увеличивается (Пс. 37, 13, 20).
Они “ищут душу его” (то есть стремятся его убить) - это выражение неоднократно
встречается в Шестопсалмии (Пс. 37, 13; 62, 10; 142, 3). Среди гонителей
немало людей, прежде близких к псалмопевцу, облагодетельствованных им
(Пс. 37, 21). Положение его настолько опасно, что его жизнь буквально
висит на волоске: живот мой аду приближися (Пс. 87, 4) посадил
мя есть в темных, яко мертвыя века (Пс. 142, 3). Эта тема звучит во
всех псалмах Шестопсалмия; даже в наиболее радостном 102-м псалме упоминается
о “всех обидимых” (ст. 6), о преследуемом войском фараона еврейском народе,
выводимом из рабства Моисеем (ст. 7).
Псалмопевец видит в своем положении праведный
гнев Божий
О “ярости” и “гневе” Божием говорится в двух
наиболее грустных псалмах: 37 и 87. Так понимает псалмопевец обрушившиеся
на него несчастья. И если в первом из этих псалмов он молится, чтобы Господь
не наказывал его Своим гневом (Пс. 37, 2), то во втором смиренно принимает
“гнев и ярость Божии” как выражение Его святой воли (ср. Мф. 26, 39).
Твердое упование псалмопевца на Бога
Эта тема красной нитью проходит через всю
Псалтирь, через все Шестопсалмие. Только на Бога, а не на силы человеческие
надеется псалмопевец. Спасение только в Боге, Он - Заступник (Пс. 3, 4,
9). Помощник, надежная защита (Пс. 62, 8). Господи, пред Тобою все
желание мое и воздыхание мое от Тебе не утаися (Пс. 37, 10), воззвах
к Тебе, Господи, весь день, воздех к Тебе руце мои (Пс. 87, 10) -
эти слова псалмопевца говорят о его непрестанной молитве (ср. 1 Фес. 5,
17). Он не сомневается в милосердии Божием: щедр и милостив Господь,
долготерпелив и многомилостив (Пс. 102, 8; ср. Исх. 34, 6). В Шестопсалмии
выражена очень важная мысль, что Бог поступает с человеком не по справедливости,
а по Своему великому милосердию: не по беззаконием нашим сотворил есть
нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам. Яко по высоте небесней от земли,
утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его (Пс. 102, 10-11).
Как пишет свт. Иоанн Златоуст, “если бы Бог пришел судить не с милостью
и человеколюбием, но требовать строгого отчета, то непременно всех бы
нашел виновными”. Поэтому псалмопевец и молит Господа: не вниди в суд
с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый (Пс. 142, 2),
твердо надеясь, что не до конца прогневается Господь (Пс. 102, 9). Основанием
для этой надежды служит звучащая в 102 псалме уверенность, что “Бог несравненно
более соболезнует и милосердствует о боящихся Его и хранящих заповеди
Его, нежели природный отец о сыне”. Приведенный здесь краткий обзор отнюдь
не исчерпывает всего содержания псалмов, он лишь иллюстрирует тематическое
единство Шестопсалмия.
КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ШЕСТОПСАЛМИЯ
Композиция Шестопсалмия, по мнению толкователей,
характеризуется следующим:
- Шестопсалмие состоит из двух частей, соединенных
малым славословием;
- имеет место чередование “радостных” (3,
62, 102) и “грустных” (37, 87, 142) псалмов, которое условно можно изобразить
в виде схемы: +, -, +, -, +, -.
Н.П.
БОРИСОВА
(Продолжение
следует)
|
|