|
СЛОВО
О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ
В «Записках из мертвого дома» Ф. М. Достоевский
приводит пример того, как можно смирить, сломать самого неукротимого и
отчаянного каторжника. Этот метод заключается в бессмысленном труде. «Заставьте,
например, - говорил писатель, - человека перетаскивать землю из одной
кучи в другую и обратно. Вскоре человек будет готов на любую пытку и даже
смерть, только бы прекратить бессмысленное занятие».
Вспомним Сизифа, вечно закатывающего камень
на гору; Тантала, стоящего в воде по колено и вечно хотящего пить и не
могущего напиться, - все это истинные образы адской муки.
Не похож ли и современный человек на бедного
каторжника, занимающегося «Сизифовым трудом»? Не становятся ли для
него бессмысленными даже такие естественные занятия, как засыпать и просыпаться,
умываться, здороваться, учиться, есть и прочее? «Я люблю тебя, жизнь»,
- говорил еще вчера поэт-атеист, крещенный в младенчестве и несущий в
своей крови историческую память десятков поколений верующих предков. «Я
ненавижу тебя, жизнь, - говорит уже сегодня всё чаще ни во что не верующий
человек, порвавший с прошлым и не имеющий будущего. И хотя мир нам сулит
все больше удовольствий, но мы почему-то все меньше способны радоваться.
В чем причина?
«Жизнь, зачем ты мне дана? - спрашивал Пушкин.
Он и его творческие собратья во все времена острее других чувствовали
«мировую скорбь». Потому и чаще других они ставили вопросы о смысле жизни,
и если не находили на них ответы, то догматизировали и утверждали через
философию, литературу, искусство бессмысленность мира.
Причиной этого предсамоубийственного состояния
является забвение Бога. Ибо Христос одновременно - и Истина, и Жизнь.
(Ин. 14, 6). И если мы вдруг от Него отступим и останемся без Него, то
тут же окажемся лицом к лицу с ложью и смертью. Ибо ложь и смерть - это
тот хаос, в который превращается мир без Истины и Жизни. Ложь и смерть
- это мир без Бога, а потому нелогичный, бессмысленный.
Тютчев почувствовал это, что и выразил в
стихотворении «Не плоть, а дух растлился в наши дни». В этом стихотворении
он прозорливо ставит диагноз современному миру и нам, в нем живущим. Вот
он, человек сегодняшний:
Неверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит,
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры, но о ней не просит.
Каждый может узнать себя в этих строчках.
Это мы - «выносим невыносимое», хотя может быть внешне благополучны, сыты,
одеты. Это мы - «осознаем свою погибель», но о помиловании не просим.
Массовое забвение Бога едва ли не впервые со дней всемирного потопа вновь
грозит охватить, и не отдельный народ или страну, а все человечество.
«Вспомнись мне, Забвенный мною...’’, - говорит
богомудрый святитель Филарет (Дроздов) в ответ на пушкинское «Смысла нет
передо мною».
Прочитаем их диалог полностью.
А. С. Пушкин
Дар прекрасный, дар случайный
Жизнь, зачем ты мне дана?
И какой судьбою тайной
Ты на смерть осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал?
Кто наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал?
Смысла нет передо мною.
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.
Святитель Филарет (Дроздов)
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без Бога воли тайной
И на смерть осуждена.
Сам я своевольной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, Забвенный мною,
Прогляни сквозь сумрак дум,
И созиждутся Тобою
Сердце чисто, светел ум.
И что же мы видим? В ответ на тоску - жизнерадостная
вера. В ответ на сомненье, ропот и бесконечные вопросы в пустоту - самоукорение
и признание себя виновным во всех бедах. В ответ на признание полного
бессмыслия жизни и капитуляции перед этим - молитва к Богу.
Именно молитва, ибо молитва и память о
Боге возвращают жизни утерянный смысл и радость, даже если внешне
она и не меняется к лучшему.
Об этом контрасте между тоскливой, безрадостной,
безбожной жизнью и исцеляющей силой молитвы говорит в своей проповеди
наш современник архимандрит Псково-Печерского монастыря Иоанн (Крестьянкин).
«Дело в том, - говорит он, - что человеку
нужно повернуться ко Христу лицом, открытой душой, всей своей искренностью
и глубиной. Потому и тяжко бывает, холодно, пусто в жизни, что мы сами
себя лишаем живительного света Христова... Когда его нет, все это чувствуют,
все знают - жизнь серая, скучная, мрачная и пустая». И когда предлагают
в качестве спасения христианские подвиги: пост, молитву, то отец Иоанн
добавляет:
«И молись, и в храм ходи, и постись, но при
всем этом учись помнить, что Бог смотрит на тебя и видит все, что в уме
и сердце твоем. Знаешь за собой грехи - кайся в них. Знаешь бессилие -
проси силы; знаешь неразумие -проси мудрости... Всеми своими делами, всеми
мыслями, всей силой воли надо учиться помнить о Боге и делать только то,
что Он велит».
Мир зовет нас к земному богатству и телесным
наслаждениям. Мир обещает нам счастье на пути комфорта, власти, праздности,
сытости. Но тысячи богачей, так и не ставших счастливыми, неумолкающая
и тревожная наша совесть, вся история человечества и, наконец, Слово Божие
единогласно говорят нам: «Не обольщайся человек: без Бога ты не будешь
счастлив».
Наконец, приведем слова блаженного Августина,
на все времена выразившего эту мысль глубоко и просто:
«Для Себя нас создал Господь, и мы не
успокоимся, пока не вернемся к Нему».
Поэтому пусть каждый из нас, забывший Бога
и погрузившийся во мрак современной безбожной жизни, скажет вместе со
святителем Филаретом: «Вспомнись мне, Забвенный мною».
|
|