СЛОВО О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ

      В «Записках из мертвого дома» Ф. М. Достоевский приводит пример того, как можно смирить, сломать самого неукротимого и отчаянного каторжника. Этот метод заключается в бессмысленном труде. «Заставьте, например, - говорил писатель, - человека перетаскивать землю из одной кучи в другую и обратно. Вскоре человек будет готов на любую пытку и даже смерть, только бы прекратить бессмысленное занятие».
      Вспомним Сизифа, вечно закатывающего камень на гору; Тантала, стоящего в воде по колено и вечно хотящего пить и не могущего напиться, - все это истинные образы адской муки.
      Не похож ли и современный человек на бедного каторжника, занимающегося «Сизифовым трудом»? Не становятся ли для него бессмысленными даже такие естественные занятия, как засыпать и просыпаться, умываться, здороваться, учиться, есть и прочее? «Я люблю тебя, жизнь», - говорил еще вчера поэт-атеист, крещенный в младенчестве и несущий в своей крови историческую память десятков поколений верующих предков. «Я ненавижу тебя, жизнь, - говорит уже сегодня всё чаще ни во что не верующий человек, порвавший с прошлым и не имеющий будущего. И хотя мир нам сулит все больше удовольствий, но мы почему-то все меньше способны радоваться. В чем причина?
      «Жизнь, зачем ты мне дана? - спрашивал Пушкин. Он и его творческие собратья во все времена острее других чувствовали «мировую скорбь». Потому и чаще других они ставили вопросы о смысле жизни, и если не находили на них ответы, то догматизировали и утверждали через философию, литературу, искусство бессмысленность мира.
      Причиной этого предсамоубийственного состояния является забвение Бога. Ибо Христос одновременно - и Истина, и Жизнь. (Ин. 14, 6). И если мы вдруг от Него отступим и останемся без Него, то тут же окажемся лицом к лицу с ложью и смертью. Ибо ложь и смерть - это тот хаос, в который превращается мир без Истины и Жизни. Ложь и смерть - это мир без Бога, а потому нелогичный, бессмысленный.
      Тютчев почувствовал это, что и выразил в стихотворении «Не плоть, а дух растлился в наши дни». В этом стихотворении он прозорливо ставит диагноз современному миру и нам, в нем живущим. Вот он, человек сегодняшний:
      Неверием палим и иссушен,
      Невыносимое он днесь выносит,
      И сознает свою погибель он,
      И жаждет веры, но о ней не просит.
      Каждый может узнать себя в этих строчках. Это мы - «выносим невыносимое», хотя может быть внешне благополучны, сыты, одеты. Это мы - «осознаем свою погибель», но о помиловании не просим. Массовое забвение Бога едва ли не впервые со дней всемирного потопа вновь грозит охватить, и не отдельный народ или страну, а все человечество.
      «Вспомнись мне, Забвенный мною...’’, - говорит богомудрый святитель Филарет (Дроздов) в ответ на пушкинское «Смысла нет передо мною».
      Прочитаем их диалог полностью.
      А. С. Пушкин
      Дар прекрасный, дар случайный
      Жизнь, зачем ты мне дана?
      И какой судьбою тайной
      Ты на смерть осуждена?
      Кто меня враждебной властью
      Из ничтожества воззвал?
      Кто наполнил душу страстью,
      Ум сомненьем взволновал?
      Смысла нет передо мною.
      Сердце пусто, празден ум,
      И томит меня тоскою
      Однозвучный жизни шум.
      Святитель Филарет (Дроздов)
      Не напрасно, не случайно
      Жизнь от Бога мне дана,
      Не без Бога воли тайной
      И на смерть осуждена.
      Сам я своевольной властью
      Зло из темных бездн воззвал,
      Сам наполнил душу страстью,
      Ум сомненьем взволновал.
      Вспомнись мне, Забвенный мною,
      Прогляни сквозь сумрак дум,
      И созиждутся Тобою
      Сердце чисто, светел ум.
      И что же мы видим? В ответ на тоску - жизнерадостная вера. В ответ на сомненье, ропот и бесконечные вопросы в пустоту - самоукорение и признание себя виновным во всех бедах. В ответ на признание полного бессмыслия жизни и капитуляции перед этим - молитва к Богу.
      Именно молитва, ибо молитва и память о Боге возвращают жизни утерянный смысл и радость, даже если внешне она и не меняется к лучшему.
      Об этом контрасте между тоскливой, безрадостной, безбожной жизнью и исцеляющей силой молитвы говорит в своей проповеди наш современник архимандрит Псково-Печерского монастыря Иоанн (Крестьянкин).
      «Дело в том, - говорит он, - что человеку нужно повернуться ко Христу лицом, открытой душой, всей своей искренностью и глубиной. Потому и тяжко бывает, холодно, пусто в жизни, что мы сами себя лишаем живительного света Христова... Когда его нет, все это чувствуют, все знают - жизнь серая, скучная, мрачная и пустая». И когда предлагают в качестве спасения христианские подвиги: пост, молитву, то отец Иоанн добавляет:
      «И молись, и в храм ходи, и постись, но при всем этом учись помнить, что Бог смотрит на тебя и видит все, что в уме и сердце твоем. Знаешь за собой грехи - кайся в них. Знаешь бессилие - проси силы; знаешь неразумие -проси мудрости... Всеми своими делами, всеми мыслями, всей силой воли надо учиться помнить о Боге и делать только то, что Он велит».
      Мир зовет нас к земному богатству и телесным наслаждениям. Мир обещает нам счастье на пути комфорта, власти, праздности, сытости. Но тысячи богачей, так и не ставших счастливыми, неумолкающая и тревожная наша совесть, вся история человечества и, наконец, Слово Божие единогласно говорят нам: «Не обольщайся человек: без Бога ты не будешь счастлив».
      Наконец, приведем слова блаженного Августина, на все времена выразившего эту мысль глубоко и просто:
      «Для Себя нас создал Господь, и мы не успокоимся, пока не вернемся к Нему».
      Поэтому пусть каждый из нас, забывший Бога и погрузившийся во мрак современной безбожной жизни, скажет вместе со святителем Филаретом: «Вспомнись мне, Забвенный мною».

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.