|
МИНИСТР
ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ВАЛЕРИЙ НЕСТЕРОВ: ВОСПИТАНИЕ
ДЕТЕЙ НАДО НАЧИНАТЬ С ВОСПИТАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
Екатеринбург, 11 декабря. Сегодня на
открытии III Екатерининских Образовательных Чтений выступил Министр общего
и профессионального образования, член Правительства Свердловской области,
заслуженный учитель школы РСФСР, кандидат педагогических наук, действительный
член Академии специального образования и Международной академии наук педагогического
образования Валерий Вениаминович Нестеров.
"Я хотел бы с большим удовольствием
поприветствовать Екатерининские чтения. Я в них уже принимал участие.
И сегодня также приветствую от лица нашего Правительства, от лица Губернатора
Свердловской области" - с этих слов начал свое выступление Валерий Вениаминович.
"Губернатор в своем нынешнем Послании
Областному законодательному собранию обозначил главной проблемой - задачу
сохранения, сбережения народа. И речь, прежде всего, идет о том состоянии
духовности общества, которое необходимо для того, чтобы общество могло
более качественно решать те задачи, которые перед ним стоят, для того,
чтобы существовало подлинное, а не мнимое единство в обществе. Чтобы на
тех политических пустячках, на которых нас часто пытаются куда-то завести
направить, мы не теряли ни голову, ни разум, ни дух свой" - продолжил
областной министр.
"В прошедшее время воспитание нашего
народа происходило в нечестности, в духе серьезного обмана людей. И когда
мы сегодня анализируем эту ситуацию, то видим, что часть людей, которая
еще десятилетие назад правоверно исповедовала коммунистическую идею, вдруг
проявили совсем другие нравственные, а вернее, безнравственные качества.
Почему те огромные действия в стране, которые назывались постановкой воспитательной
работы, не дали результатов? Можно даже говорить, что дали совершенно
неположительные результаты. Потому что, на мой взгляд, так не бывает.
Если вера у человека искренняя, если его убеждения достаточно серьезны
и они совпадают с практикой его жизни, то не может быть таких резких метаморфоз,
таких перебежек в ту или другую сторону. Должен быть достаточно длительный
процесс осознания. И, я согласен с Владыкой, должен быть процесс покаяния.
С покаянием же у нас всегда сложно: не успевая осмыслить то, что сделали,
начинаем какие-то другие вещи, выдавая их за новую панацею" - сказал далее
В.В.Нестеров
"И проблемы наши не в детях. В детях
это просто все проявляется потом. Проблемы в людях взрослых. Причем в
людях, которые пытаются стать нашими лидерами, которые пытаются встать
во главе общества. Посмотрите на наши непрестанные выборы. Куда втягивают
даже детей. Это же настоящее растление! И это растление идет от взрослых,
взрослых у которых в душе уже давно нет ничего того, на что они могли
бы опираться. Это приводит к тому, что следующее поколение, как Владыка
заметил, начинает ориентироваться в другую сторону. И то, что было добром,
а добро оно вечно и оно всегда добро, переходит в ситуацию над чем насмехаются,
что в обществе начинают гнать и то что становится непочетным. И наоборот,
совершенно дикие вещи становятся проявлениями успеха, характеристикой
человека как успешного.
На самом деле, речь должна идти о
том, что все образование не зависимо от того светское ли оно или духовное,
должно ориентироваться не на то, чтобы дать молодому поколению некие сведения
и считать, что мы образовали молодое поколение. Наша региональная политика
в этом вопросе всегда связывалась и продолжает связываться с тем, что
называется ценностной ориентацией в образовании. Это образование должно
помогать молодым людям выбрать правильные ценности в жизни и не стать
жертвой того, что у нас сегодня имеется в виде широчайшего рынка потребления.
Потребление, безусловно, необходимо человеку, но не в части алкоголя,
не в части "посадки на иглу" и других печальных вещей, которые ведут только
в одном направлении.
Я считаю, что основные наши усилия
должны быть направлены на то, что мы сегодня должны существенно пересмотреть
ситуацию с образованием взрослых. Я имею в виду и периодические образовательные
учреждения, и всю высшую школу, и среднюю специальную школу. Поскольку
проблема все же заключается в том, что нынешние взрослые не всегда дают
образцы морали, образцы поведения новому поколению. Очень часто то благое,
что из школы приходит, оно наталкивается на совершенно другие ценности
в семье. И епархия, на мой взгляд, должна направить свои усилия на возрождение
христианских традиций в семье, чтобы они были внесены в практику нашей
жизни.
В то же время мы должны двигаться
по пути сближения достаточно спокойно, идти достаточно медленно на сближение,
на понимание друг друга, не пытаясь какую-то революцию провести, одним
махом сделать то, что пока не позволяет сделать закон.
Речь идет о том, чтобы дать возможность
поколениям молодых людей узнать и познать многие бесспорные вещи, которые
сегодня, может быть, не так толкуются, и оценить их. Например, то, что
Церковь всегда было средоточением грамотности, книжности. Через это шло
развитие культуры, через это шло развитие искусства и так далее. И вопрос
совсем не в том, верует человек или нет, но признавать вот такие абсолютно
очевидные истины необходимо. И уже из этого выстраивать свою духовную
жизнь.
Я рассчитываю, что мы вернемся к вопросу
о нормальном выстраивании отношений между светской властью в лице Министерства
образования и духовной властью нашей области и найдем правильные способы
и пути решения наших совместных проблем. Тем более что многое уже делается,
в том числе в той части, которая называется региональным компонентом.
Во многих образовательных учреждениях изучается и православная культура,
и многие другие аналогичные дисциплины. Во многих регионах области мы
имеем нормальные отношения коллег между служителями Церкви и работниками
образования. А в ряде образовательных учреждений, не входя в образовательный
процесс, существуют даже храмы. Этот процесс идет в правильном направлении.
Он идет в направлении взаимопонимания, взаимоуважения, и нахождения решений
главной задачи - воспитания молодого человека, которую Владыка обозначил
и я с ним полностью согласен".
|
|