|
УРОЖАЙ РАСТИМ С МОЛИТВОЙ
(Окончание. Начало в № 11-16)
Говорят, нельзя собаку держать в доме, можно только в будке на
улице. Что говорит Церковь по этому поводу?
о. Алексий: Здесь мы
вновь касаемся вопроса о предназначении животных и правильном отношении
человека к ним. Собака предназначена Творцом к тому, чтобы охранять дом
и хозяйство, чтобы помогать человеку пасти скот и добывать зверя на охоте.
Поэтому нужно стараться держать собаку вне дома. Когда собаку помещают
в дом, ее превращают в забаву, в игрушку, и тем самым выводят из того
чина, в котором ее создал Господь. Иногда собака занимает в доме место,
приличное только члену семьи. Я знаю некоторые семьи, которые вместо детей
заводят собак и всю свою заботу и внимание направляют на собаку. Некоторые
даже рассуждают, что собака-де лучше человека, поскольку она более верна
и добра, чем многие люди. Тем самым пытаются скрыть свое нежелание и неумение
ладить с людьми, выслушивать от них справедливые замечания и упреки. Так
чрезмерное ласкательство к животным может обернуться настоящей бедой для
души человека.
По ветхозаветным представлениям
собака является нечистым животным. Полностью с этим мнением, бытовавшим
в древнем еврейском народе, мы согласиться не можем, ибо Господь в Своем
Новом Завете заповедал не почитать чего-либо нечистым. И все же при решении
вопроса, стоит или не стоит заводить собаку, мы должны учитывать, что
в ней, как ни в каком другом домашнем животном, сконцентрирована похотная
страсть. Недаром человека, одержимого блудным влечением, называют «кобель».
Вот эта особая половая похоть и послужила одним из тех оснований, по которому
древние евреи считали собаку нечистым животным. Это нужно иметь в виду
особенно городским жителям, которые сосуществуют с собакой в тесной обстановке
городской квартиры. Присутствие в доме столь явно выраженной похотной
страсти может, к примеру, отрицательно сказаться на воспитании детей.
Поэтому православные священники, не прибегая к категорическому запрету,
в большинстве случаев все же стараются удержать верующих от подобного
шага.
А как относиться к охоте и рыбалке?
о. Алексий: Нельзя
сказать, чтобы мясо, добытое человеком на охоте, в моральном плане существенно
отличалось от того, которое в виде колбасных изделий и мясопродуктов поступает
к нам с мясокомбинатов. Если семья нуждается в пище, то покупка мяса в
магазине или добыча его охотничьим промыслом в нравственном отношении
равнозначны. Главный вопрос здесь - это вопрос меры, и поэтому совесть
охотника сама должна подсказывать ему, вызвано ли это занятие необходимостью
или же является развлечением и страстью, а то и наживой.
Дело в том, что охота и рыбалка
иногда воспринимаются человеком, как своеобразный отдых или развлечение.
В нем действует азарт, человек словно забывает себя, в нем распаляются
страсти. Вот такое состояние души является безусловно греховным. Апостол
Павел очень точно сказал об этом: «Все мне позволительно, но не все полезно;
все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6, 12).
На почве такого увлечения порой
случается настоящая беда: охота и рыбалка превращаются в настоящую болезнь,
меняют весь образ жизни человека. Заядлый (т. е. заевшийся - в переводе
на русский язык) охотник или рыбак готов по первому зову умчаться из дома,
оставив жену и детей. Он едет даже не ради результата, а просто потому,
что бежит от своих жизненных обязанностей, выбирает более легкий путь.
Такой очень скоро обрастает подобными ему «друзьями-беглецами». Взаимопонимание
в подобных компаниях возникает быстро, и обычно основано на общем пристрастии
к выпивке и разговорам. Так один грех начинает тянуть за собой остальные,
страстная привязанность входит в привычку, оборачивается трагедией для
семьи и близких людей. Поистине, нет никаких оправданий такому человеку,
и благо, если в какой-то момент ему удастся одуматься.
Хотелось бы отметить и еще один
существенный момент: хотя забой скотины и добыча зверя не несут в себе
прямого греха, тем не менее нужно иметь в виду, что жизнь любого создания
- Божия тайна и Божий дар, а ее насильственное прекращение всегда заставляет
человека переступать некую таинственную грань. Этот шаг неизбежно накладывает
на человеческую душу, изначально чистую от подобных поступков, определенный
отпечаток. Со временем это чувство нерешительности и стыдливости перед
убийством может уменьшаться и даже совсем исчезать, но все же в памяти
навсегда остается воспоминание о каком-то внутреннем барьере, который
пришлось преодолеть, впервые поднимая руку на живое существо. Не стоит,
разумеется, здесь впадать и в излишнюю мнительность, делая из этих ощущений
вывод, будто по этой причине употреблять мясо животных недопустимо и даже
безнравственно. Человеку дозволено Богом переступать эту грань по необходимости,
однако нужно относиться к такому внутреннему чувству с определенной бережностью
и, по возможности, не спешить с ним расстаться. Английский писатель Вальтер
Скотт, всю свою жизнь бывший рьяным охотником, под конец жизни как-то
признался: «Хотя я прежде был хорошим стрелком, но почему-то при этом
всегда чувствовал себя не очень хорошо. У меня было всегда неприятно на
душе, когда я убивал какую-нибудь бедную птицу, которая, когда я подымал
ее, устремляла на меня свой умирающий глаз, как будто желая упрекнуть
меня...»
Сострадание к животным служит важной
основой для нравственного чувства. Особенно важно воспитывать это качество
в детях, которые еще только формируют внутренние представления о мире.
Замечено, что те из людей, которые в детские годы были немилосердны к
животным, мучили их и наслаждались этим мучением, в своей взрослой жизни
чаще всего становились очень жестокими. Говорят, например, что царевич
Иван (будущий Иван Грозный) ни за чем иным так не любил проводить время
в детстве, как за издевательствами над невинными кошками, собаками и птицами.
Поэтому я бы порекомендовал тем, кто никогда в жизни не проливал ничьей
крови, воздержаться от этого занятия, и уж тем паче не привлекать к забою
скотины детей. Не случайно среди охотников и тех, кто забивает скот на
бойнях, преобладают грубые, жесткие люди. Можно отметить и обратное: по
мере обращения человека к Богу, его вхождения в Церковь, у подобных людей
постепенно пропадает желание продолжать свое занятие, наступает отвращение
к нему.
Известно, что существует великое
множество изображений Божией Матери - Ее святых икон, которые были дарованы
людям в различных нуждах и обстоятельствах жизни. Есть ли особая икона
Богородицы у земледельцев?
о. Алексий: Божия Матерь
по-особенному близка к земледельцу, и потому в русском народе было всегда
распространено Ее усердное почитание. Православный человек верит, что
Она, будучи Матерью Самого Господа неба и земли, по Своему достоинству
стоит выше всех ангелов и святых, а потому Ее просьбы к Сыну Иисусу Христу
имеют особую силу. Во все времена христианской истории землепашцы и скотоводы
молились Пречистой о помощи в своих трудах, о даровании времен мирных,
благополучных, о благословении и покрове всех предпринимаемых дел. Ни
с какими иными датами столь тесным образом не связан народный календарь,
как с богородичными праздниками. Благовещение обозначало собой приход
весны, начало пробуждения природы и подготовки крестьянина к севу. Успение
- наступление жатвы. Рождество Пресвятой Богородицы - окончание страдной
поры. Покров - поворот к зиме и окончательное завершение всей предзимней
подготовки.
Дарована сельским жителям и особая
икона, именуемая «Спорительница хлебов», к которой притекают люди, прося
о своих хозяйственных нуждах. История этой иконы не очень древняя - начинается
она с XIX века и связана с жизнью великого светильника земли Русской -
преподобного оптинского старца Амвросия.
Образ, в наше время известный по
всей России, был написан и прислан старцу Амвросию в 1890 году настоятельницей
Волховского женского монастыря, игуменией Иларией. На нем Владычица мира
была изображена сидящею на облаках с поднятыми в благословляющем движении
руками. В нижней части иконы - поле, на котором среди цветов и травы лежат
и стоят снопы ржи. Изображение Богоматери на этой иконе было заимствовано
с иконы «Всех Святых», а поле со снопами внизу написано по мысли и назначению
самого старца Амвросия. Он дал новой иконе знаменательное имя «Спорительница
хлебов», указывая тем самым, что Богоматерь - Помощница людям в снискании
хлеба насущного. Старец часто молился перед этой иконой, и учил молиться
перед ней своих духовных дочерей - монахинь основанной им женской Казанской
Шамординской обители, что неподалеку от Оптиной Пустыни. В Шамордино старец
провел последний год своей жизни, и там же скончался. Незадолго до своей
смерти старец составил особый припев к общему Богородичному акафисту для
пения перед этой иконой со словами: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!
Подаждь и нам недостойным росу благодати Твоея и яви милосердие Твое!»
В этот последний год старец раздавал
и рассылал копии и литографии с этого образа многим своим духовным детям
и паломникам, приезжавшим к нему за благословением и советом. Душа его,
пламеневшая усердием к Царице Небесной, любовью и состраданием ко всем
людям, очевидно, предугадывала, что совсем скоро для русского крестьянина
наступят тяжелые времена, а само сельское хозяйство придет в такое разорение
и беспорядок, что люди будут живы только особым заступлением и близостью
Пречистой. Так оно и получилось в XX веке, во время безбожного большевистского
разгула.
Отец Амвросий положил совершать
празднование иконе «Спорительнице» 15 октября (28 октября по новому стилю).
Знаменательно, что именно в этот день почившего 10 октября 1891 года старца
Амвросия опустили в могилу.
Первою милостью от этой иконы стала
чудесная помощь калужским крестьянам в неурожайный 1891 год. Тогда вокруг
Калужской епархии был неурожай, а в Калужских пределах хлеб хорошо родился.
Уже по кончине старца, летом 1892 года, случилась засуха в Воронежской
губернии, людям грозил голод. В молодую Пятницкую женскую общину была
прислана икона «Спорительницы», перед которой был отслужен молебен. Скоро
пошел дождь, и поля обители и всей окрестности оправились от засухи. Немало
и других чудес было явлено Божией Матерью ради молитв перед Ее образом
«Спорительница хлебов», особое почитание воздают ему и ныне в возрожденной
Оптиной Пустыни, где трудом монахов, предстательством и молитвами Пречистой
монастырское хозяйство растет и крепнет на глазах.
МОЛИТВА ПРЕД ИКОНОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «СПОРИТЕЛЬНИЦА ХЛЕБОВ»
О Пресвятая Дево Богородице,
Премилостивая Владычице, Царице небесе и земли, всякого дома и семейства
христианского благоустроительнице, труждающихся благословение, нуждающихся
неистощимое богатство, сирых и вдовиц и всех людей Кормительнице! Питателънице
наша, рождшая Питателя Вселенныя и Спорителънице хлебов наших, Ты, Владычице,
ниспосылаеши Твое Матернее благословение градом нашим, селам и нивам,
и коемуждо дому, на Тя упование имущему. Темже с благоговейным трепетом
и сокрушенным сердцем смиренно молим Тя: буди и нам, грешным и недостойным
рабом Твоим, мудрая Домостроительнице, житие наше добре устрояющая. Всякое
же сообщество, всякий дом и семейство во благочестии и православии, единомыслии,
послушании и довольстве соблюди. Нищия и неимущия пропитай, старость поддержи,
младенцы воспитай, всех вразуми преискренне взывати ко Господу: «Хлеб
наш насущный даждь нам днесь». Сохрани, Пречистая Мати, люди Твоя от всякия
нужды, болезни, глада, губительства, града, огня, от всякого злаго обстояния
и всякого нестроения. Обители нашей (веси), домам и семействам и всякой
души христианстей и всей стране нашей исходатайствуй мир и велию милость,
да славим Тя, Премилостивую Питательницу и Кормительницу нашу, ныне и
присно и во веки веков. Аминь.
Каким другим сельским занятиям покровительствуют святые?
о. Алексий: Из числа
святых угодников Божиих, покровительствующих сельским жителям, особенно
нужно выделить преподобных Зосиму и Савватия - первых монахов Соловецких
островов, основателей славной обители на Белом море, помощников и заступников
тех, кто трудится на пасеке. В скудных исторических описаниях их жизни
нет прямых указаний на то, почему преподобные обратили свое особое благоволение
именно на пчеловодство. Однако их почитание в народе как покровителей
пчелиного хозяйства уходит далеко в глубь веков, и это, без сомнений,
свидетельствует о том, что помощь святых Зосимы и Савватия на пасеке во
все времена проявлялась ощутимо и действенно. «Святые преподобные Зосима-Савватий,
Матушка Пресвятая Богородица, - молились им, - храните эту домовину (улей),
как зеницу ока, от мора, от хлада, от всякого гада!» На каждом пчельнике,
как правило, находилась икона соловецких святых. «Без Бога - ни до порога,
а без Зосимы-Савватия - ни до улья!».
Пчеловодство на Руси всегда почиталось
делом особенным, требующим от человека праведной жизни и нравственной
чистоты. Недаром пчела в народе зовется «пташкой Божией» и слывет наимудрейшим
существом. Говорят даже, что «человек от пчелы всякой премудрости научается»,
то есть длительное занятие пчеловодством умиротворяет и просветляет человеческую
душу, открывает человеку премудрое устроение Божьего мира. В былые времена
было принято думать, что укус пчелы есть наказание Божие за совершенный
грех, или указание человеку отказаться от своих сомнительных планов. В
какой же нравственной чистоте должно пребывать пасечнику, ежедневно несущему
свой труд среди десятков пчелиных роев! Людьми подмечено: «Злому, неправедному
лучше и не водить пчелы», «у праведного - рой за роем роится, у грешного
- последняя пчела переводится!»
С днями памяти святых Зосимы и
Савватия, отмечаемыми Церковью, тесно связаны основные моменты пчеловодческой
практики: 30 апреля (17 апреля по старому стилю) на святого Зосиму пчеловоды,
соблюдающие старинные обычаи, выставляют ульи на пчельник; 10 октября
(27 сентября по старому стилю) на святого Савватия - укутывают ульи на
зиму. И, конечно, у благочестивого хозяина ни одно дело на пасеке не обходится
без молитвы. Хорошо призывать священника для совершения молебна преподобным
Зосиме и Савватию, для освящения нового улья, благословения пчелиных роев.
Помимо этого можно и нужно молиться самим, каждый день призывать соловецких
святых в помощники и заступники «Преподобные Зосима и Савватий, молите
Бога о нас (помогайте нам)», читать молитвы на начало всякого нового дела
- при пересадке роя в новый улей, сборе медового урожая и других подобных
случаях, опрыскивать ульи святой крещенской водой.
Есть много народных примет и
поверий, связанных с природой. Народный календарь даже существует. Можно
ли верить этим приметам?
о. Алексий: Большинство подобных примет
основаны на многолетних народных наблюдениях и особого отношения к религии
не имеют. Они имеют чисто природную основу, и потому в них нет ничего
зазорного или относящегося к суевериям.
о. Борис: Используя народные
приметы в своей сельскохозяйственной практике, нужно помнить, что за последние
полвека климат изменился гораздо сильнее, чем за сотни предыдущих лет.
Варварская хозяйственная деятельность человека привела к тому, что даже
в тех районах России, в которых раньше наблюдались неизменно холодные
и снежные зимы, в последние 10-16 лет стоят зимы с частыми оттепелями.
Советуют делать посадки, в соответствии
с лунным календарем. Относится ли он к астрологии?
о. Алексий: Небесные
светила, безусловно, оказывают воздействие на произрастание сельскохозяйственных
культур. Наиболее близкое к Земле и потому наиболее сильно влияющее на
Землю светило - это Луна. Всем известно, что под ее действием в мировом
океане происходят отливы и приливы глобальных масштабов. В древние времена
люди жили, одновременно учитывая и солнечный, и лунный календари. Православная
Пасхалия (т. е. дата праздника Светлого Христова Воскресения и всех связанных
с Пасхой церковных праздников) по сей день исчисляется, исходя из лунного
календаря. Поэтому не стоит отвергать все, что касается законов движения
и влияния небесных светил. Церковь не приемлет астрологию, занимающуюся
гаданием и утверждающую, будто вся жизнь человека объясняется исключительно
положением светил на небосводе. Астрономические же наблюдения, в которых
нет ничего мистического, вполне могут помогать людям во многих областях,
в том числе и в сельском хозяйстве. Но все же нужно помнить, что следование
лунному календарю не решит всех проблем. Урожай - от Бога, а лунный календарь
- только один из множества факторов, которые могут либо улучшить, либо
ухудшить результат.
Как отличить, где настоящая
примета, а где суеверие?
о. Алексий: Рядом с
церковными таинствами и обрядами, к сожалению, в народе существуют различные
обычаи и поверья, одной частью глупые и наивные, другой же - чрезвычайно
опасные, поскольку несут на себе печати магии и колдовства. Как уже было
сказано, в колдовских заклинаниях зачастую используются отрывки православных
молитв, а то и имена Господа и Его Пречистой Матери. Во многих магических
действиях колдуны обманывают маловерных, используя освященную в Церкви
воду, огарки церковных свечей и другие подобные предметы. Вовсе не верба
и не свечной огарок играют основную роль в этих ритуалах, а заклинания
и заговоры, но присутствие таких предметов придает видимость «законности»
и «церковности» происходящего. Различить благочестивый обычай от суеверия
и колдовства поможет следующее правило: там, где надежда на помощь возлагается
на Бога, и человек прибегает к церковным святыням со смирением и готовностью
принять все, что Богу будет угодно - мы имеем дело с действительно благочестивым
обычаем; если же начинают кланяться самой вещи, забывая о Творце, и с
помощью ее мнимой магической силы стремятся достичь своего результата
- знайте, что здесь вы имеете дело с суеверием или даже колдовством. К
примеру, если мы принесли в дом освященную вербу, мы вправе надеяться
на то, что она передаст домашней обстановке частичку сообщенной ей благодати.
Есть вполне определенный молитвенный чин освящения вербы в церкви, который
записан в богослужебных книгах. Это каноническое, принятое Церковью действие.
Но когда пучок той же вербы становится предметом различных странных манипуляций
(метут избу, хлещут скот, варят почки и пьют отвар), христианину необходимо
отказаться от подобных действий и попытаться отговорить от участия в подобных
ритуалах других. Нельзя, категорически нельзя учиться христианству и правилам
церковной жизни у «бабок»! Многие из таких «учительниц» сами выдумывают
правила и начинают им учить других. А на самом деле это к христианству
вообще никакого отношения не имеет. В своем служении сельским священникам
приходится сталкиваться с горькими плодами такого «обучения». Зачастую
бывает гораздо проще объяснить что-либо о христианстве человеку, вообще
ничего не слышавшему о вере и Церкви, чем разговаривать с тем, у кого
голова забита разной «околоцерковной» чушью. Поэтому с возникающими у
вас вопросами всегда лучше прийти в церковь и посоветоваться с батюшкой,
а не искать ответа у соседских старушек, какими бы благочестивыми они
вам ни казались.
Что бы вам хотелось в заключение
пожелать или сказать читателям?
о. Борис: Я бы хотел
сказать несколько слов об экологии, и не только об экологии внешней среды,
но и об экологии среды внутренней - души человека. Мы все тяготимся осквернением
нашей природы. Заходим в реку и, вместо того, чтобы наслаждаться прохладой
воды, сразу же вспоминаем: совсем недавно ближайший лакокрасочный завод
был оштрафован за отсутствие надлежащих очистных сооружений... Берем в
руки спелый помидор, но опять приходит мысль: сколько же в нем нитратов!
Полил теплый дождичек, и ты нечаянно для самого себя назвал его «кислотным».
Сама природа изо всех сил «сигналит» нам о чем-то крайне важном. О чем
же, и откуда исходит угроза?
Тех или иных экологических проектов
или законов предлагается сейчас множество. Но в них ли фундаментальное
решение проблемы? Что может сделать каждый из нас, чтобы предотвратить
надвигающуюся беду? Искать виновных? Слать письма в Москву? Контроль и
наказание виновных, безусловно, необходимы, однако это всего лишь косметический,
а не радикальный путь. Радикальный же путь - это изменение духовной ситуации
в стране, и на этой стезе может потрудиться, действительно, каждый, ибо
начинать эти изменения надо прямо с себя. Центральным органом, оскверняющим
нашу страну, являются, как это ни покажется странным, сердца людей, живущих
в ней. Сейчас очень многие, считая себя православными, свою принадлежность
к Церкви выражают только тем, что по великим праздникам заходят в храм
и ставят свечку перед иконой. Этим все и кончается. А жизнь так и проходит
без молитвы, без исповеди и причащения, без осознания во Христе своих
грехов. Сердце становится черствым к добру и свету, а впитывает в себя
всю грязь, и потом она, эта грязь, по слову Спасителя, «исходит извнутрь
сердца» (Мк. 7, 21-22) и оскверняет собой весь мир. И потому, горюя о
страшном экологическом состоянии нашей страны, мы не должны забывать главное
- не нужно высоких слов и глобальных программ, не нужно спасать всю Россию
целиком, ибо Россия -дом Пресвятой Богородицы, и Сама Матерь Божия заботится
о ней. Нам нужно не спасать, а спасаться. А Господь, видя нашу чистую
жизнь, добавит и дней, и лет стране и народу нашему.
о. Алексий: Наверное, выражу
общее мнение всех читателей, если скажу, что подобные беседы очень, важны
для людей, которые сегодня приходят к вере. Они доступным языком рассказывают
о тех вопросах, которые интересуют людей в их повседневной жизни.
Пусть каждый, кто работает на селе,
как можно чаще призывает на свой труд Божие благословение и не смущается
кажущейся малостью выполняемого им дела - в наши дни есть две важнейшие
для России задачи, от которых зависит ее будущее: воспитание детей и взращивание
доброго урожая.
|
|