УРОЖАЙ РАСТИМ С МОЛИТВОЙ

(Окончание. Начало в № 11-16)

      Говорят, нельзя собаку держать в доме, можно только в будке на улице. Что говорит Церковь по этому поводу?
      о. Алексий: Здесь мы вновь касаемся вопроса о предназначении животных и правильном отношении человека к ним. Собака предназначена Творцом к тому, чтобы охранять дом и хозяйство, чтобы помогать человеку пасти скот и добывать зверя на охоте. Поэтому нужно стараться держать собаку вне дома. Когда собаку помещают в дом, ее превращают в забаву, в игрушку, и тем самым выводят из того чина, в котором ее создал Господь. Иногда собака занимает в доме место, приличное только члену семьи. Я знаю некоторые семьи, которые вместо детей заводят собак и всю свою заботу и внимание направляют на собаку. Некоторые даже рассуждают, что собака-де лучше человека, поскольку она более верна и добра, чем многие люди. Тем самым пытаются скрыть свое нежелание и неумение ладить с людьми, выслушивать от них справедливые замечания и упреки. Так чрезмерное ласкательство к животным может обернуться настоящей бедой для души человека.
      По ветхозаветным представлениям собака является нечистым животным. Полностью с этим мнением, бытовавшим в древнем еврейском народе, мы согласиться не можем, ибо Господь в Своем Новом Завете заповедал не почитать чего-либо нечистым. И все же при решении вопроса, стоит или не стоит заводить собаку, мы должны учитывать, что в ней, как ни в каком другом домашнем животном, сконцентрирована похотная страсть. Недаром человека, одержимого блудным влечением, называют «кобель». Вот эта особая половая похоть и послужила одним из тех оснований, по которому древние евреи считали собаку нечистым животным. Это нужно иметь в виду особенно городским жителям, которые сосуществуют с собакой в тесной обстановке городской квартиры. Присутствие в доме столь явно выраженной похотной страсти может, к примеру, отрицательно сказаться на воспитании детей. Поэтому православные священники, не прибегая к категорическому запрету, в большинстве случаев все же стараются удержать верующих от подобного шага.
      А как относиться к охоте и рыбалке?
      о. Алексий: Нельзя сказать, чтобы мясо, добытое человеком на охоте, в моральном плане существенно отличалось от того, которое в виде колбасных изделий и мясопродуктов поступает к нам с мясокомбинатов. Если семья нуждается в пище, то покупка мяса в магазине или добыча его охотничьим промыслом в нравственном отношении равнозначны. Главный вопрос здесь - это вопрос меры, и поэтому совесть охотника сама должна подсказывать ему, вызвано ли это занятие необходимостью или же является развлечением и страстью, а то и наживой.
      Дело в том, что охота и рыбалка иногда воспринимаются человеком, как своеобразный отдых или развлечение. В нем действует азарт, человек словно забывает себя, в нем распаляются страсти. Вот такое состояние души является безусловно греховным. Апостол Павел очень точно сказал об этом: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6, 12).
      На почве такого увлечения порой случается настоящая беда: охота и рыбалка превращаются в настоящую болезнь, меняют весь образ жизни человека. Заядлый (т. е. заевшийся - в переводе на русский язык) охотник или рыбак готов по первому зову умчаться из дома, оставив жену и детей. Он едет даже не ради результата, а просто потому, что бежит от своих жизненных обязанностей, выбирает более легкий путь. Такой очень скоро обрастает подобными ему «друзьями-беглецами». Взаимопонимание в подобных компаниях возникает быстро, и обычно основано на общем пристрастии к выпивке и разговорам. Так один грех начинает тянуть за собой остальные, страстная привязанность входит в привычку, оборачивается трагедией для семьи и близких людей. Поистине, нет никаких оправданий такому человеку, и благо, если в какой-то момент ему удастся одуматься.
      Хотелось бы отметить и еще один существенный момент: хотя забой скотины и добыча зверя не несут в себе прямого греха, тем не менее нужно иметь в виду, что жизнь любого создания - Божия тайна и Божий дар, а ее насильственное прекращение всегда заставляет человека переступать некую таинственную грань. Этот шаг неизбежно накладывает на человеческую душу, изначально чистую от подобных поступков, определенный отпечаток. Со временем это чувство нерешительности и стыдливости перед убийством может уменьшаться и даже совсем исчезать, но все же в памяти навсегда остается воспоминание о каком-то внутреннем барьере, который пришлось преодолеть, впервые поднимая руку на живое существо. Не стоит, разумеется, здесь впадать и в излишнюю мнительность, делая из этих ощущений вывод, будто по этой причине употреблять мясо животных недопустимо и даже безнравственно. Человеку дозволено Богом переступать эту грань по необходимости, однако нужно относиться к такому внутреннему чувству с определенной бережностью и, по возможности, не спешить с ним расстаться. Английский писатель Вальтер Скотт, всю свою жизнь бывший рьяным охотником, под конец жизни как-то признался: «Хотя я прежде был хорошим стрелком, но почему-то при этом всегда чувствовал себя не очень хорошо. У меня было всегда неприятно на душе, когда я убивал какую-нибудь бедную птицу, которая, когда я подымал ее, устремляла на меня свой умирающий глаз, как будто желая упрекнуть меня...»
      Сострадание к животным служит важной основой для нравственного чувства. Особенно важно воспитывать это качество в детях, которые еще только формируют внутренние представления о мире. Замечено, что те из людей, которые в детские годы были немилосердны к животным, мучили их и наслаждались этим мучением, в своей взрослой жизни чаще всего становились очень жестокими. Говорят, например, что царевич Иван (будущий Иван Грозный) ни за чем иным так не любил проводить время в детстве, как за издевательствами над невинными кошками, собаками и птицами. Поэтому я бы порекомендовал тем, кто никогда в жизни не проливал ничьей крови, воздержаться от этого занятия, и уж тем паче не привлекать к забою скотины детей. Не случайно среди охотников и тех, кто забивает скот на бойнях, преобладают грубые, жесткие люди. Можно отметить и обратное: по мере обращения человека к Богу, его вхождения в Церковь, у подобных людей постепенно пропадает желание продолжать свое занятие, наступает отвращение к нему.
      Известно, что существует великое множество изображений Божией Матери - Ее святых икон, которые были дарованы людям в различных нуждах и обстоятельствах жизни. Есть ли особая икона Богородицы у земледельцев?
      о. Алексий: Божия Матерь по-особенному близка к земледельцу, и потому в русском народе было всегда распространено Ее усердное почитание. Православный человек верит, что Она, будучи Матерью Самого Господа неба и земли, по Своему достоинству стоит выше всех ангелов и святых, а потому Ее просьбы к Сыну Иисусу Христу имеют особую силу. Во все времена христианской истории землепашцы и скотоводы молились Пречистой о помощи в своих трудах, о даровании времен мирных, благополучных, о благословении и покрове всех предпринимаемых дел. Ни с какими иными датами столь тесным образом не связан народный календарь, как с богородичными праздниками. Благовещение обозначало собой приход весны, начало пробуждения природы и подготовки крестьянина к севу. Успение - наступление жатвы. Рождество Пресвятой Богородицы - окончание страдной поры. Покров - поворот к зиме и окончательное завершение всей предзимней подготовки.
      Дарована сельским жителям и особая икона, именуемая «Спорительница хлебов», к которой притекают люди, прося о своих хозяйственных нуждах. История этой иконы не очень древняя - начинается она с XIX века и связана с жизнью великого светильника земли Русской - преподобного оптинского старца Амвросия.
      Образ, в наше время известный по всей России, был написан и прислан старцу Амвросию в 1890 году настоятельницей Волховского женского монастыря, игуменией Иларией. На нем Владычица мира была изображена сидящею на облаках с поднятыми в благословляющем движении руками. В нижней части иконы - поле, на котором среди цветов и травы лежат и стоят снопы ржи. Изображение Богоматери на этой иконе было заимствовано с иконы «Всех Святых», а поле со снопами внизу написано по мысли и назначению самого старца Амвросия. Он дал новой иконе знаменательное имя «Спорительница хлебов», указывая тем самым, что Богоматерь - Помощница людям в снискании хлеба насущного. Старец часто молился перед этой иконой, и учил молиться перед ней своих духовных дочерей - монахинь основанной им женской Казанской Шамординской обители, что неподалеку от Оптиной Пустыни. В Шамордино старец провел последний год своей жизни, и там же скончался. Незадолго до своей смерти старец составил особый припев к общему Богородичному акафисту для пения перед этой иконой со словами: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам недостойным росу благодати Твоея и яви милосердие Твое!»
      В этот последний год старец раздавал и рассылал копии и литографии с этого образа многим своим духовным детям и паломникам, приезжавшим к нему за благословением и советом. Душа его, пламеневшая усердием к Царице Небесной, любовью и состраданием ко всем людям, очевидно, предугадывала, что совсем скоро для русского крестьянина наступят тяжелые времена, а само сельское хозяйство придет в такое разорение и беспорядок, что люди будут живы только особым заступлением и близостью Пречистой. Так оно и получилось в XX веке, во время безбожного большевистского разгула.
      Отец Амвросий положил совершать празднование иконе «Спорительнице» 15 октября (28 октября по новому стилю). Знаменательно, что именно в этот день почившего 10 октября 1891 года старца Амвросия опустили в могилу.
      Первою милостью от этой иконы стала чудесная помощь калужским крестьянам в неурожайный 1891 год. Тогда вокруг Калужской епархии был неурожай, а в Калужских пределах хлеб хорошо родился. Уже по кончине старца, летом 1892 года, случилась засуха в Воронежской губернии, людям грозил голод. В молодую Пятницкую женскую общину была прислана икона «Спорительницы», перед которой был отслужен молебен. Скоро пошел дождь, и поля обители и всей окрестности оправились от засухи. Немало и других чудес было явлено Божией Матерью ради молитв перед Ее образом «Спорительница хлебов», особое почитание воздают ему и ныне в возрожденной Оптиной Пустыни, где трудом монахов, предстательством и молитвами Пречистой монастырское хозяйство растет и крепнет на глазах.

      МОЛИТВА ПРЕД ИКОНОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «СПОРИТЕЛЬНИЦА ХЛЕБОВ»
      О Пресвятая Дево Богородице, Премилостивая Владычице, Царице небесе и земли, всякого дома и семейства христианского благоустроительнице, труждающихся благословение, нуждающихся неистощимое богатство, сирых и вдовиц и всех людей Кормительнице! Питателънице наша, рождшая Питателя Вселенныя и Спорителънице хлебов наших, Ты, Владычице, ниспосылаеши Твое Матернее благословение градом нашим, селам и нивам, и коемуждо дому, на Тя упование имущему. Темже с благоговейным трепетом и сокрушенным сердцем смиренно молим Тя: буди и нам, грешным и недостойным рабом Твоим, мудрая Домостроительнице, житие наше добре устрояющая. Всякое же сообщество, всякий дом и семейство во благочестии и православии, единомыслии, послушании и довольстве соблюди. Нищия и неимущия пропитай, старость поддержи, младенцы воспитай, всех вразуми преискренне взывати ко Господу: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Сохрани, Пречистая Мати, люди Твоя от всякия нужды, болезни, глада, губительства, града, огня, от всякого злаго обстояния и всякого нестроения. Обители нашей (веси), домам и семействам и всякой души христианстей и всей стране нашей исходатайствуй мир и велию милость, да славим Тя, Премилостивую Питательницу и Кормительницу нашу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

      Каким другим сельским занятиям покровительствуют святые?
      о. Алексий: Из числа святых угодников Божиих, покровительствующих сельским жителям, особенно нужно выделить преподобных Зосиму и Савватия - первых монахов Соловецких островов, основателей славной обители на Белом море, помощников и заступников тех, кто трудится на пасеке. В скудных исторических описаниях их жизни нет прямых указаний на то, почему преподобные обратили свое особое благоволение именно на пчеловодство. Однако их почитание в народе как покровителей пчелиного хозяйства уходит далеко в глубь веков, и это, без сомнений, свидетельствует о том, что помощь святых Зосимы и Савватия на пасеке во все времена проявлялась ощутимо и действенно. «Святые преподобные Зосима-Савватий, Матушка Пресвятая Богородица, - молились им, - храните эту домовину (улей), как зеницу ока, от мора, от хлада, от всякого гада!» На каждом пчельнике, как правило, находилась икона соловецких святых. «Без Бога - ни до порога, а без Зосимы-Савватия - ни до улья!».
      Пчеловодство на Руси всегда почиталось делом особенным, требующим от человека праведной жизни и нравственной чистоты. Недаром пчела в народе зовется «пташкой Божией» и слывет наимудрейшим существом. Говорят даже, что «человек от пчелы всякой премудрости научается», то есть длительное занятие пчеловодством умиротворяет и просветляет человеческую душу, открывает человеку премудрое устроение Божьего мира. В былые времена было принято думать, что укус пчелы есть наказание Божие за совершенный грех, или указание человеку отказаться от своих сомнительных планов. В какой же нравственной чистоте должно пребывать пасечнику, ежедневно несущему свой труд среди десятков пчелиных роев! Людьми подмечено: «Злому, неправедному лучше и не водить пчелы», «у праведного - рой за роем роится, у грешного - последняя пчела переводится!»
      С днями памяти святых Зосимы и Савватия, отмечаемыми Церковью, тесно связаны основные моменты пчеловодческой практики: 30 апреля (17 апреля по старому стилю) на святого Зосиму пчеловоды, соблюдающие старинные обычаи, выставляют ульи на пчельник; 10 октября (27 сентября по старому стилю) на святого Савватия - укутывают ульи на зиму. И, конечно, у благочестивого хозяина ни одно дело на пасеке не обходится без молитвы. Хорошо призывать священника для совершения молебна преподобным Зосиме и Савватию, для освящения нового улья, благословения пчелиных роев. Помимо этого можно и нужно молиться самим, каждый день призывать соловецких святых в помощники и заступники «Преподобные Зосима и Савватий, молите Бога о нас (помогайте нам)», читать молитвы на начало всякого нового дела - при пересадке роя в новый улей, сборе медового урожая и других подобных случаях, опрыскивать ульи святой крещенской водой.
      Есть много народных примет и поверий, связанных с природой. Народный календарь даже существует. Можно ли верить этим приметам?
      о. Алексий:
Большинство подобных примет основаны на многолетних народных наблюдениях и особого отношения к религии не имеют. Они имеют чисто природную основу, и потому в них нет ничего зазорного или относящегося к суевериям.
      о. Борис: Используя народные приметы в своей сельскохозяйственной практике, нужно помнить, что за последние полвека климат изменился гораздо сильнее, чем за сотни предыдущих лет. Варварская хозяйственная деятельность человека привела к тому, что даже в тех районах России, в которых раньше наблюдались неизменно холодные и снежные зимы, в последние 10-16 лет стоят зимы с частыми оттепелями.
      Советуют делать посадки, в соответствии с лунным календарем. Относится ли он к астрологии?
      о. Алексий: Небесные светила, безусловно, оказывают воздействие на произрастание сельскохозяйственных культур. Наиболее близкое к Земле и потому наиболее сильно влияющее на Землю светило - это Луна. Всем известно, что под ее действием в мировом океане происходят отливы и приливы глобальных масштабов. В древние времена люди жили, одновременно учитывая и солнечный, и лунный календари. Православная Пасхалия (т. е. дата праздника Светлого Христова Воскресения и всех связанных с Пасхой церковных праздников) по сей день исчисляется, исходя из лунного календаря. Поэтому не стоит отвергать все, что касается законов движения и влияния небесных светил. Церковь не приемлет астрологию, занимающуюся гаданием и утверждающую, будто вся жизнь человека объясняется исключительно положением светил на небосводе. Астрономические же наблюдения, в которых нет ничего мистического, вполне могут помогать людям во многих областях, в том числе и в сельском хозяйстве. Но все же нужно помнить, что следование лунному календарю не решит всех проблем. Урожай - от Бога, а лунный календарь - только один из множества факторов, которые могут либо улучшить, либо ухудшить результат.
      Как отличить, где настоящая примета, а где суеверие?
      о. Алексий: Рядом с церковными таинствами и обрядами, к сожалению, в народе существуют различные обычаи и поверья, одной частью глупые и наивные, другой же - чрезвычайно опасные, поскольку несут на себе печати магии и колдовства. Как уже было сказано, в колдовских заклинаниях зачастую используются отрывки православных молитв, а то и имена Господа и Его Пречистой Матери. Во многих магических действиях колдуны обманывают маловерных, используя освященную в Церкви воду, огарки церковных свечей и другие подобные предметы. Вовсе не верба и не свечной огарок играют основную роль в этих ритуалах, а заклинания и заговоры, но присутствие таких предметов придает видимость «законности» и «церковности» происходящего. Различить благочестивый обычай от суеверия и колдовства поможет следующее правило: там, где надежда на помощь возлагается на Бога, и человек прибегает к церковным святыням со смирением и готовностью принять все, что Богу будет угодно - мы имеем дело с действительно благочестивым обычаем; если же начинают кланяться самой вещи, забывая о Творце, и с помощью ее мнимой магической силы стремятся достичь своего результата - знайте, что здесь вы имеете дело с суеверием или даже колдовством. К примеру, если мы принесли в дом освященную вербу, мы вправе надеяться на то, что она передаст домашней обстановке частичку сообщенной ей благодати. Есть вполне определенный молитвенный чин освящения вербы в церкви, который записан в богослужебных книгах. Это каноническое, принятое Церковью действие. Но когда пучок той же вербы становится предметом различных странных манипуляций (метут избу, хлещут скот, варят почки и пьют отвар), христианину необходимо отказаться от подобных действий и попытаться отговорить от участия в подобных ритуалах других. Нельзя, категорически нельзя учиться христианству и правилам церковной жизни у «бабок»! Многие из таких «учительниц» сами выдумывают правила и начинают им учить других. А на самом деле это к христианству вообще никакого отношения не имеет. В своем служении сельским священникам приходится сталкиваться с горькими плодами такого «обучения». Зачастую бывает гораздо проще объяснить что-либо о христианстве человеку, вообще ничего не слышавшему о вере и Церкви, чем разговаривать с тем, у кого голова забита разной «околоцерковной» чушью. Поэтому с возникающими у вас вопросами всегда лучше прийти в церковь и посоветоваться с батюшкой, а не искать ответа у соседских старушек, какими бы благочестивыми они вам ни казались.
      Что бы вам хотелось в заключение пожелать или сказать читателям?
      о. Борис: Я бы хотел сказать несколько слов об экологии, и не только об экологии внешней среды, но и об экологии среды внутренней - души человека. Мы все тяготимся осквернением нашей природы. Заходим в реку и, вместо того, чтобы наслаждаться прохладой воды, сразу же вспоминаем: совсем недавно ближайший лакокрасочный завод был оштрафован за отсутствие надлежащих очистных сооружений... Берем в руки спелый помидор, но опять приходит мысль: сколько же в нем нитратов! Полил теплый дождичек, и ты нечаянно для самого себя назвал его «кислотным». Сама природа изо всех сил «сигналит» нам о чем-то крайне важном. О чем же, и откуда исходит угроза?
      Тех или иных экологических проектов или законов предлагается сейчас множество. Но в них ли фундаментальное решение проблемы? Что может сделать каждый из нас, чтобы предотвратить надвигающуюся беду? Искать виновных? Слать письма в Москву? Контроль и наказание виновных, безусловно, необходимы, однако это всего лишь косметический, а не радикальный путь. Радикальный же путь - это изменение духовной ситуации в стране, и на этой стезе может потрудиться, действительно, каждый, ибо начинать эти изменения надо прямо с себя. Центральным органом, оскверняющим нашу страну, являются, как это ни покажется странным, сердца людей, живущих в ней. Сейчас очень многие, считая себя православными, свою принадлежность к Церкви выражают только тем, что по великим праздникам заходят в храм и ставят свечку перед иконой. Этим все и кончается. А жизнь так и проходит без молитвы, без исповеди и причащения, без осознания во Христе своих грехов. Сердце становится черствым к добру и свету, а впитывает в себя всю грязь, и потом она, эта грязь, по слову Спасителя, «исходит извнутрь сердца» (Мк. 7, 21-22) и оскверняет собой весь мир. И потому, горюя о страшном экологическом состоянии нашей страны, мы не должны забывать главное - не нужно высоких слов и глобальных программ, не нужно спасать всю Россию целиком, ибо Россия -дом Пресвятой Богородицы, и Сама Матерь Божия заботится о ней. Нам нужно не спасать, а спасаться. А Господь, видя нашу чистую жизнь, добавит и дней, и лет стране и народу нашему.
      о. Алексий: Наверное, выражу общее мнение всех читателей, если скажу, что подобные беседы очень, важны для людей, которые сегодня приходят к вере. Они доступным языком рассказывают о тех вопросах, которые интересуют людей в их повседневной жизни.
      Пусть каждый, кто работает на селе, как можно чаще призывает на свой труд Божие благословение и не смущается кажущейся малостью выполняемого им дела - в наши дни есть две важнейшие для России задачи, от которых зависит ее будущее: воспитание детей и взращивание доброго урожая.

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.