ИЗ БЕСЕД ИОАННА ЗЛАТОУСТА
НА ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ СВ. АПОСТОЛА ПАВЛА К КОРИНФЯНАМ

      Если знание не соединено с любовью, то оно производит гордость.
      Кто любит, тот, как исполняющий главнейшую из всех заповедей, хотя бы и имел какие-нибудь недостатки, при помощи любви скоро может приобрести знание; а кто имеет знание, не имея любви, тот не только ничего не приобретет, но часто теряет и то, что имеет, впадая в гордость.

* * *

      Потому Бог и заповедал нам призывать на вечери и пиршества хромых, увечных и не имеющих возможности воздать нам со своей стороны, что такие благодеяния преимущественно и собственно совершаются для Бога. Если ты принимаешь у себя человека великого и знатного, то твое пожертвование не есть чистая милостыня, но часто примешивается к тому и тщеславие, надежда получить что-нибудь и прославиться через него перед другими.

* * *

      Когда Бог говорит: дай милостыню, а Я дам тебе Царствие Небесное, ты не слушаешь; когда же дьявол показывает голову, израненную гвоздями, ты вдруг делаешься щедрым; более действуют на тебя ухищрения злого духа, причиняющие столько вреда, нежели обетование Божие, подающее множество благ.

* * *

      Бог произнесет над тобой приговор не за то, что сделал учитель, а за то, что ты слышал от него и не исполнил.
      Если ты исполнишь заповеданное, то предстанешь тогда с великим дерзновением, а если не послушаешь учения, то, хотя бы ты указал на тысячу порочных священников, это нисколько не оправдает тебя.
      … Посему, оставив других, будем внимательны сами к себе.

* * *

      Кто хочет быть добрым, тому ничто препятствовать не может, хотя бы прежде он был одним из самых порочных.

* * *

      Снисхождение весьма полезно, оно составляет верх совершенства.

* * *

      Подвизающимся нельзя во время подвига ни упиваться, ни прелюбодействовать, дабы не ослабить сил своих, ни заниматься чем-нибудь другим, но воздерживаясь совершенно от всего, они занимаются только своим подвигом.

* * *

      Смотрите, сколько благодеяний Бог оказал израильтянам: освободил их из Египта и тамошнего рабства, провел через море, с неба ниспослал манну, из земли источил новые и чудные источники вод, постоянно сопутствовал им, творя чудеса, и везде ограждал их; и однако, когда они оказались недостойными таких даров, не пощадил их, но погубил всех.

* * *

      Одни грешат по неведению, а другие по сластолюбию, и наказание за погибель первых угрожает последним, не оставляя последним возможности слагать вину греха своего на других, но объявляя их виновными погибели и себя, и других.

* * *

      Особенно гордость, а затем беспечность и сластолюбие суть источники зол. Посему, если ты стоишь, берегись, чтобы не упасть. Стоять здесь - не значит стоять твердо, пока мы не избавились от волн настоящей жизни и не достигли тихой пристани.
      … Подлинно все пали и не хотят восстать; и нам следует внушать не то, чтобы не падали, но чтобы лежащие постарались восстать.

* * *

      Не превозноситесь, будто вы устояли против бури, вы еще не видали опасности, которая угрожала бы вам смертно, и искушение, которое могло бы погубить вас.
      … Возможность переносить их зависит от помощи Божией, которую мы приобретаем собственным нашим расположением.
      … Даже умеренных искушений мы не можем переносить собственною силою, но и в этом случае имеем нужду в помощи Божией, дабы преодолеть, а прежде нежели преодолеем, переносить их.

* * *

      Не подавайте никому никакого повода к соблазну. Иначе и брат соблазнится, и иудей еще более возненавидит и осудит тебя, и язычник будет смеяться над тобою, как над чревоугодником и лицемером. Не должно соблазнять не только братий, но, если возможно, и внешних. Ибо, если мы – свет, закваска, светила и соль, то мы должны просвещать, а не помрачать, скреплять, а не ослаблять, привлекать к себе неверных, а не отгонять от себя.

* * *

      Искать полезного для всех – вот правило совершеннейшего христианства, вот точное его назначение, вот верх совершенства!
      … Ничем ты не можешь столько подражать Христу, как попечением о ближних; постишься ли ты, спишь ли на земле, изнуряешь ли себя, но если ты не печешься о ближнем, то не делаешь ничего важного, и при всем том еще далеко отстоишь от образца.
      … Подлинно никакой подвиг не может быть великим, если он не приносит пользы другим.
      … Пусть никто не ищет своей пользы и тогда найдет ее.

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.