ЗНАЕТ БОГ, ЧЬЯ ЛАМПАДА ГОРИТ...

      По благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия в Екатеринбургской епархии действует Православное сестричество (общество милосердия) во имя Святой Преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Феодоровны.
      Наш корреспондент Раиса Ильина беседует с председателем Православного сестричества иеромонахом Гермогеном (Еремеевым).

      - Отец Гермоген, христианский опыт милосердия, пожалуй, самый открытый, самый явленный миру даже и не христианскому. Вы стали руководить отделом милосердия недавно. Что открылось лично вам с началом нового служения?
      - Я сам очень много и долго болел. Я сполна узнал, что такое быть человеком нездоровым и как нужна помощь человеку, не способному самому встать с постели, приготовить себе еду и даже заработать на эту еду. Как трудно тогда становится все, что связано с движением.
      Спустя несколько лет Господь, я считаю, проявил ко мне милость великую, таким образом заботясь обо мне и спасая меня. Потому что то, что мы сейчас начинаем с делом милосердия, необходимо прежде всего не тем даже, для кого мы это делаем, а это дело нужно для спасения нашей души.
      Вот об этом я и высказался на собрании духовенства города. Владыка Викентий поддержал эту инициативу. Было разработано Положение о Православном сестричестве (общество милосердия) во имя Святой Преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Феодоровны.
      Люди доброй воли, желая поработать на этой ниве, записываются в отдел милосердия Екатеринбургской епархии. Для чего? Для того чтобы помочь нуждающимся в нас - проявить заботу о лежачих больных, о детских домах, постирать, вымыть немощным квартиру, привести ее в порядок, купить лекарства и т.д. В дальнейшем мы планируем и сбор средств для общества милосердия. Незначительные средства есть и сейчас, и мы уже помогаем людям - покупаем лекарства, необходимые медикаменты, даем деньги на лечение.
      - Отец Гермоген, люди, которые к вам приходят за благословением, чтобы начать эту работу, исходят из вашей же позиции?
      - Конечно! А они только из-за этой позиции и приходят. Ведь у нас все православное сестры работают бесплатно, не получая никаких денег.
      Православное сестричество отличается от сестер милосердия, которые работают в больницах. Это церковное общество. Мы не только посещаем детские дома или готовимся к раздаче подарков, или ухаживаем за больными на дому. Эта деятельность включает в себя многие аспекты. В том числе, это уборка и благоукрашательство храмов, и благоустройство их территорий, это может быть и раздача воды в праздник Крещения... и многие дела, которые не обходятся без тепла женских рук. Это люди, объединенные идеей - помочь и быть.
      Сегодня с нами около пятидесяти человек. Пока. Хотелось бы, чтобы во всех храмах города такие отделы были созданы.
      Управляет всем старшая сестра, которая благословляется у настоятеля храма и ему подчиняется. Но координирует движение Председатель. Каким образом?
      Допустим, в каком-то районе находится человек, нуждающийся в помощи. Значит, я и обращаюсь к сестричеству, которое находится в этом районе. Сейчас есть сестричество в районах Химмаша (центр в Храме во имя Святителя Сефана Великопермского) и Виза (центр в кафедральном храме Иоанна Предтечи). В остальных еще предстоит создать подобные группы.
      У нас первые месяцы работы, но они по-своему приносят плоды. Мы объединяемся, собираемся, беседуем, и я даю определенное послушание сестрам, которые ухаживают за нуждающимися в этом.
      - Отче, когда вы начинали, вы опирались на чей-то опыт, или просто - было вам однажды плохо, и потому решили: это должно быть?
      - Я слышал о таких сестричествах в Санкт-Петербурге, в Москве, но я точно знаю, что наше сестричество расформировано и разогнано в 1927 году. У нас в архивах есть о нем документы.
      - Как обозначалась причина в приказах на роспуск?
      - Какая была в те годы причина? - Никакой. Разрушали храмы - какая была причина? Поесили на Царских Вратах протодиакона - беснование и варварство! Генеральная репетиция пришествия в мир Антихриста. Вот и все!
      - В нашей российской ситуации, отче, важно сегодня, чтобы не только девочки, но и мальчики учились по-доброму, с состраданием смотреть на мир, в том числе научаясь приносить добро, пребывать в нем, чтобы имея этот опыт милосердия, совершать потом какие-то государственные дела. Например, человек, идущий в нашу российскую армию без опыта милосердия, - это готовое орудие разрушения. Возможно ли соучастие в деле милосердия мужчин, юношей, мальчиков?
      - Почему нет? Ведь и в Уставе сестричества сказано "...как можно православному христианину или христианке оставаться в стороне от добрых дел, если Церковь непрестанно напоминает нам о том, что "вера без дел мертва есть". Как можно оставаться в стороне от делания своего спасения. В данном случае не корысти и пропитания ради, а исполняя слова самого Господа Иисуса Христа: "Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному их сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" Мф. Гл. 25. Ст. 40.
      Православное сестричество - это название организованной структуры, но в нем могут быть и мужчины. Это странно немножко, но приведу пример: тяжелый больной, которого нужно поднять, требует мужской физической силы. И у нас есть несколько мужчин, которые помогают обществу милосердия (в таких случаях).
      - Поддерживаете ли вы контакт с госпиталями, в которых лечатся раненые из наших "горячих точек"?
      - Сейчас мы хотим переправить в госпиталь пожертвованную литературу и обратиться к руководству госпиталя: чем мы можем помочь. Но возникает проблема: в госпиталь имеют доступ сестры, прошедшие курсы сестер милосердия, а обучение каждой сестры милосердия стоит 6000 рублей. Пока мы этого делать не можем. Но если найдутся доброхоты в больницах, госпиталях, которые решат вопрос о бесплатном обучении наших сестер, то и помощь наша будет тоже бесплатной - этим же больницам.
      - Как происходит распределение средств - с вашего благословения? Каков принцип их распределения?
      - Всегда видно человека, за чем он пришел: или он действительно нуждается, или он профессиональный попрошайка (их - 70-80%), который просит везде.
      Приходят ко мне многодетная мать, я вижу, что документы у нее в порядке, мы стараемся им помочь по мере сил и возможностей. Бывает и у нас густо, но бывает и пусто. Это зависит от жертвователей. Средства небольшие - 100, 50 рублей, кому-то на лечение давали - 400 рублей, и т.д.
      - Психология так называемого профессионального попрошайничества - становится серьезной проблемой России. Это связано с прошлым нашим режимом, с его воспитанием потребительства, или это свойство завершаемого века?
      - Связано. Но ведь не было столько бомжей в то время. Это бич нашего времени. Я не сваливал бы все на ушедшее время. Как раз в том времени было больше социальной справедливости. Социальной! Я не говорю о другом. Не говорю о том, что колоссальные разрушения были в нашей истории культуре и религии, лилась ложь - в средствах массовой информации в том числе. Но были и моменты более приемлемые для социальной справедливости. Не было такой градации, такого деления в обществе.
      - Когда сталкиваются с опытом милосердия, всегда любопытствуют: а кто дает? кто имеет столько, что и другому достается? Может быть, и не принято у православных говорить о людях, которые жертвуют временем, служением, деньгами... Есть и понятие - деньги во благо - Богу угодные. Но есть и не богоугодная жертва...
      - Чем я и занимаюсь: чтобы средства, которые поступают, были во благо. Не я один распределяю средства. Есть совет сестричества, который видит, куда идут средства. Деньги жертвуют не только люди богатые, но и люди очень среднего достатка. Ведь всякое даяние - благо. И то, что мы собираем по крохам, пытаемся обратить все во благо.
      - ...Я бы хотела расширить вопрос: всегда ли вы знаете источник доходов людей, которые жертвуют? Важно ли вам это?
      - Да, это важно. Но важны еще глаза человеческие - от кого! мы берем. Я считаю, что мы не в праве судить о доходах тех, кто дает, и о том, откуда эти деньги у них появляются. Ведь они проявляют этим покаяние. И я им не судия.
      - Логичен вопрос: есть благотворители, которые сослужат вам в деле милосердия и о которых вы молитесь?
      - Есть. И они все в моем Синодике записаны. О них я молюсь, чтобы Господь даровал им успех в работе, в бизнесе, ведь имея прибыль, они и нам помогут.
      - Есть русская пословица - знает Бог, чья лампадка горит.
      - Люди оказывают милость, это необходимо для души настолько, что благо это переоценить невозможно!
      Смирением достоинство княжеское сокрывши, Богомудрая Елисавето, сугубым служением Марфы и Марии Христа почтила еси. Милосердием, терпением и любовию себе предочистивши, яко жертва праведная Богу принеслася еси.
      Мы же чтуще добродетельное житие и страдания твоя, яко истинную наставницу усердно просим тя: Святая мученице великая княгине Елисавето, моли Христа Бога спасти и просветити души наша.
(Тропарь Святой Преподобномученице Великой Княгине Елизавете).

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.