|   | 
     
       
        ЗНАЕТ БОГ, ЧЬЯ ЛАМПАДА ГОРИТ... 
            
        По благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия 
        в Екатеринбургской епархии действует Православное сестричество (общество 
        милосердия) во имя Святой Преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы 
        Феодоровны.  
              Наш корреспондент Раиса Ильина беседует 
        с председателем Православного сестричества иеромонахом Гермогеном (Еремеевым). 
          
            
        - Отец Гермоген, христианский опыт милосердия, пожалуй, самый открытый, 
        самый явленный миру даже и не христианскому. Вы стали руководить отделом 
        милосердия недавно. Что открылось лично вам с началом нового служения? 
         
               - Я сам очень много и долго болел. 
        Я сполна узнал, что такое быть человеком нездоровым и как нужна помощь 
        человеку, не способному самому встать с постели, приготовить себе еду 
        и даже заработать на эту еду. Как трудно тогда становится все, что связано 
        с движением.  
              Спустя несколько лет Господь, я считаю, 
        проявил ко мне милость великую, таким образом заботясь обо мне и спасая 
        меня. Потому что то, что мы сейчас начинаем с делом милосердия, необходимо 
        прежде всего не тем даже, для кого мы это делаем, а это дело нужно для 
        спасения нашей души.  
              Вот об этом я и высказался на собрании 
        духовенства города. Владыка Викентий поддержал эту инициативу. Было разработано 
        Положение о Православном сестричестве (общество милосердия) во имя Святой 
        Преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Феодоровны.  
              Люди доброй воли, желая поработать на этой 
        ниве, записываются в отдел милосердия Екатеринбургской епархии. Для чего? 
        Для того чтобы помочь нуждающимся в нас - проявить заботу о лежачих больных, 
        о детских домах, постирать, вымыть немощным квартиру, привести ее в порядок, 
        купить лекарства и т.д. В дальнейшем мы планируем и сбор средств для общества 
        милосердия. Незначительные средства есть и сейчас, и мы уже помогаем людям 
        - покупаем лекарства, необходимые медикаменты, даем деньги на лечение. 
         
              - Отец Гермоген, люди, которые к вам 
        приходят за благословением, чтобы начать эту работу, исходят из вашей 
        же позиции?  
               - Конечно! А они только из-за этой 
        позиции и приходят. Ведь у нас все православное сестры работают бесплатно, 
        не получая никаких денег.  
              Православное сестричество отличается от 
        сестер милосердия, которые работают в больницах. Это церковное общество. 
        Мы не только посещаем детские дома или готовимся к раздаче подарков, или 
        ухаживаем за больными на дому. Эта деятельность включает в себя многие 
        аспекты. В том числе, это уборка и благоукрашательство храмов, и благоустройство 
        их территорий, это может быть и раздача воды в праздник Крещения... и 
        многие дела, которые не обходятся без тепла женских рук. Это люди, объединенные 
        идеей - помочь и быть.  
               Сегодня с нами около пятидесяти человек. 
        Пока. Хотелось бы, чтобы во всех храмах города такие отделы были созданы. 
         
              Управляет всем старшая сестра, которая 
        благословляется у настоятеля храма и ему подчиняется. Но координирует 
        движение Председатель. Каким образом?  
              Допустим, в каком-то районе находится человек, 
        нуждающийся в помощи. Значит, я и обращаюсь к сестричеству, которое находится 
        в этом районе. Сейчас есть сестричество в районах Химмаша (центр в Храме 
        во имя Святителя Сефана Великопермского) и Виза (центр в кафедральном 
        храме Иоанна Предтечи). В остальных еще предстоит создать подобные группы. 
         
              У нас первые месяцы работы, но они по-своему 
        приносят плоды. Мы объединяемся, собираемся, беседуем, и я даю определенное 
        послушание сестрам, которые ухаживают за нуждающимися в этом.  
              - Отче, когда вы начинали, вы опирались 
        на чей-то опыт, или просто - было вам однажды плохо, и потому решили: 
        это должно быть?  
               - Я слышал о таких сестричествах в 
        Санкт-Петербурге, в Москве, но я точно знаю, что наше сестричество расформировано 
        и разогнано в 1927 году. У нас в архивах есть о нем документы.  
              - Как обозначалась причина в приказах 
        на роспуск?  
               - Какая была в те годы причина? - 
        Никакой. Разрушали храмы - какая была причина? Поесили на Царских Вратах 
        протодиакона - беснование и варварство! Генеральная репетиция пришествия 
        в мир Антихриста. Вот и все!  
              - В нашей российской ситуации, отче, 
        важно сегодня, чтобы не только девочки, но и мальчики учились по-доброму, 
        с состраданием смотреть на мир, в том числе научаясь приносить добро, 
        пребывать в нем, чтобы имея этот опыт милосердия, совершать потом какие-то 
        государственные дела. Например, человек, идущий в нашу российскую армию 
        без опыта милосердия, - это готовое орудие разрушения. Возможно ли соучастие 
        в деле милосердия мужчин, юношей, мальчиков?  
               - Почему нет? Ведь и в Уставе сестричества 
        сказано "...как можно православному христианину или христианке оставаться 
        в стороне от добрых дел, если Церковь непрестанно напоминает нам о том, 
        что "вера без дел мертва есть". Как можно оставаться в стороне от делания 
        своего спасения. В данном случае не корысти и пропитания ради, а исполняя 
        слова самого Господа Иисуса Христа: "Истинно говорю вам: так как вы сделали 
        это одному их сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" Мф. Гл. 25. Ст. 
        40.  
              Православное сестричество - это название 
        организованной структуры, но в нем могут быть и мужчины. Это странно немножко, 
        но приведу пример: тяжелый больной, которого нужно поднять, требует мужской 
        физической силы. И у нас есть несколько мужчин, которые помогают обществу 
        милосердия (в таких случаях).  
              - Поддерживаете ли вы контакт с госпиталями, 
        в которых лечатся раненые из наших "горячих точек"?  
               - Сейчас мы хотим переправить в госпиталь 
        пожертвованную литературу и обратиться к руководству госпиталя: чем мы 
        можем помочь. Но возникает проблема: в госпиталь имеют доступ сестры, 
        прошедшие курсы сестер милосердия, а обучение каждой сестры милосердия 
        стоит 6000 рублей. Пока мы этого делать не можем. Но если найдутся доброхоты 
        в больницах, госпиталях, которые решат вопрос о бесплатном обучении наших 
        сестер, то и помощь наша будет тоже бесплатной - этим же больницам.  
              - Как происходит распределение средств 
        - с вашего благословения? Каков принцип их распределения?  
               - Всегда видно человека, за чем он 
        пришел: или он действительно нуждается, или он профессиональный попрошайка 
        (их - 70-80%), который просит везде.  
              Приходят ко мне многодетная мать, я вижу, 
        что документы у нее в порядке, мы стараемся им помочь по мере сил и возможностей. 
        Бывает и у нас густо, но бывает и пусто. Это зависит от жертвователей. 
        Средства небольшие - 100, 50 рублей, кому-то на лечение давали - 400 рублей, 
        и т.д.  
              - Психология так называемого профессионального 
        попрошайничества - становится серьезной проблемой России. Это связано 
        с прошлым нашим режимом, с его воспитанием потребительства, или это свойство 
        завершаемого века?  
               - Связано. Но ведь не было столько 
        бомжей в то время. Это бич нашего времени. Я не сваливал бы все на ушедшее 
        время. Как раз в том времени было больше социальной справедливости. Социальной! 
        Я не говорю о другом. Не говорю о том, что колоссальные разрушения были 
        в нашей истории культуре и религии, лилась ложь - в средствах массовой 
        информации в том числе. Но были и моменты более приемлемые для социальной 
        справедливости. Не было такой градации, такого деления в обществе.  
              - Когда сталкиваются с опытом милосердия, 
        всегда любопытствуют: а кто дает? кто имеет столько, что и другому достается? 
        Может быть, и не принято у православных говорить о людях, которые жертвуют 
        временем, служением, деньгами... Есть и понятие - деньги во благо - Богу 
        угодные. Но есть и не богоугодная жертва...  
               - Чем я и занимаюсь: чтобы средства, 
        которые поступают, были во благо. Не я один распределяю средства. Есть 
        совет сестричества, который видит, куда идут средства. Деньги жертвуют 
        не только люди богатые, но и люди очень среднего достатка. Ведь всякое 
        даяние - благо. И то, что мы собираем по крохам, пытаемся обратить все 
        во благо.  
              - ...Я бы хотела расширить вопрос: всегда 
        ли вы знаете источник доходов людей, которые жертвуют? Важно ли вам это? 
         
               - Да, это важно. Но важны еще глаза 
        человеческие - от кого! мы берем. Я считаю, что мы не в праве судить о 
        доходах тех, кто дает, и о том, откуда эти деньги у них появляются. Ведь 
        они проявляют этим покаяние. И я им не судия.  
              - Логичен вопрос: есть благотворители, 
        которые сослужат вам в деле милосердия и о которых вы молитесь?  
               - Есть. И они все в моем Синодике 
        записаны. О них я молюсь, чтобы Господь даровал им успех в работе, в бизнесе, 
        ведь имея прибыль, они и нам помогут.  
              - Есть русская пословица - знает Бог, 
        чья лампадка горит.  
               - Люди оказывают милость, это необходимо 
        для души настолько, что благо это переоценить невозможно!  
              Смирением достоинство княжеское сокрывши, 
        Богомудрая Елисавето, сугубым служением Марфы и Марии Христа почтила еси. 
        Милосердием, терпением и любовию себе предочистивши, яко жертва праведная 
        Богу принеслася еси.  
              Мы же чтуще добродетельное житие и страдания 
        твоя, яко истинную наставницу усердно просим тя: Святая мученице великая 
        княгине Елисавето, моли Христа Бога спасти и просветити души наша. (Тропарь 
        Святой Преподобномученице Великой Княгине Елизавете).  
     | 
      |