|
ЗНАЕТ БОГ, ЧЬЯ ЛАМПАДА ГОРИТ...
По благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия
в Екатеринбургской епархии действует Православное сестричество (общество
милосердия) во имя Святой Преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы
Феодоровны.
Наш корреспондент Раиса Ильина беседует
с председателем Православного сестричества иеромонахом Гермогеном (Еремеевым).
- Отец Гермоген, христианский опыт милосердия, пожалуй, самый открытый,
самый явленный миру даже и не христианскому. Вы стали руководить отделом
милосердия недавно. Что открылось лично вам с началом нового служения?
- Я сам очень много и долго болел.
Я сполна узнал, что такое быть человеком нездоровым и как нужна помощь
человеку, не способному самому встать с постели, приготовить себе еду
и даже заработать на эту еду. Как трудно тогда становится все, что связано
с движением.
Спустя несколько лет Господь, я считаю,
проявил ко мне милость великую, таким образом заботясь обо мне и спасая
меня. Потому что то, что мы сейчас начинаем с делом милосердия, необходимо
прежде всего не тем даже, для кого мы это делаем, а это дело нужно для
спасения нашей души.
Вот об этом я и высказался на собрании
духовенства города. Владыка Викентий поддержал эту инициативу. Было разработано
Положение о Православном сестричестве (общество милосердия) во имя Святой
Преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Феодоровны.
Люди доброй воли, желая поработать на этой
ниве, записываются в отдел милосердия Екатеринбургской епархии. Для чего?
Для того чтобы помочь нуждающимся в нас - проявить заботу о лежачих больных,
о детских домах, постирать, вымыть немощным квартиру, привести ее в порядок,
купить лекарства и т.д. В дальнейшем мы планируем и сбор средств для общества
милосердия. Незначительные средства есть и сейчас, и мы уже помогаем людям
- покупаем лекарства, необходимые медикаменты, даем деньги на лечение.
- Отец Гермоген, люди, которые к вам
приходят за благословением, чтобы начать эту работу, исходят из вашей
же позиции?
- Конечно! А они только из-за этой
позиции и приходят. Ведь у нас все православное сестры работают бесплатно,
не получая никаких денег.
Православное сестричество отличается от
сестер милосердия, которые работают в больницах. Это церковное общество.
Мы не только посещаем детские дома или готовимся к раздаче подарков, или
ухаживаем за больными на дому. Эта деятельность включает в себя многие
аспекты. В том числе, это уборка и благоукрашательство храмов, и благоустройство
их территорий, это может быть и раздача воды в праздник Крещения... и
многие дела, которые не обходятся без тепла женских рук. Это люди, объединенные
идеей - помочь и быть.
Сегодня с нами около пятидесяти человек.
Пока. Хотелось бы, чтобы во всех храмах города такие отделы были созданы.
Управляет всем старшая сестра, которая
благословляется у настоятеля храма и ему подчиняется. Но координирует
движение Председатель. Каким образом?
Допустим, в каком-то районе находится человек,
нуждающийся в помощи. Значит, я и обращаюсь к сестричеству, которое находится
в этом районе. Сейчас есть сестричество в районах Химмаша (центр в Храме
во имя Святителя Сефана Великопермского) и Виза (центр в кафедральном
храме Иоанна Предтечи). В остальных еще предстоит создать подобные группы.
У нас первые месяцы работы, но они по-своему
приносят плоды. Мы объединяемся, собираемся, беседуем, и я даю определенное
послушание сестрам, которые ухаживают за нуждающимися в этом.
- Отче, когда вы начинали, вы опирались
на чей-то опыт, или просто - было вам однажды плохо, и потому решили:
это должно быть?
- Я слышал о таких сестричествах в
Санкт-Петербурге, в Москве, но я точно знаю, что наше сестричество расформировано
и разогнано в 1927 году. У нас в архивах есть о нем документы.
- Как обозначалась причина в приказах
на роспуск?
- Какая была в те годы причина? -
Никакой. Разрушали храмы - какая была причина? Поесили на Царских Вратах
протодиакона - беснование и варварство! Генеральная репетиция пришествия
в мир Антихриста. Вот и все!
- В нашей российской ситуации, отче,
важно сегодня, чтобы не только девочки, но и мальчики учились по-доброму,
с состраданием смотреть на мир, в том числе научаясь приносить добро,
пребывать в нем, чтобы имея этот опыт милосердия, совершать потом какие-то
государственные дела. Например, человек, идущий в нашу российскую армию
без опыта милосердия, - это готовое орудие разрушения. Возможно ли соучастие
в деле милосердия мужчин, юношей, мальчиков?
- Почему нет? Ведь и в Уставе сестричества
сказано "...как можно православному христианину или христианке оставаться
в стороне от добрых дел, если Церковь непрестанно напоминает нам о том,
что "вера без дел мертва есть". Как можно оставаться в стороне от делания
своего спасения. В данном случае не корысти и пропитания ради, а исполняя
слова самого Господа Иисуса Христа: "Истинно говорю вам: так как вы сделали
это одному их сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" Мф. Гл. 25. Ст.
40.
Православное сестричество - это название
организованной структуры, но в нем могут быть и мужчины. Это странно немножко,
но приведу пример: тяжелый больной, которого нужно поднять, требует мужской
физической силы. И у нас есть несколько мужчин, которые помогают обществу
милосердия (в таких случаях).
- Поддерживаете ли вы контакт с госпиталями,
в которых лечатся раненые из наших "горячих точек"?
- Сейчас мы хотим переправить в госпиталь
пожертвованную литературу и обратиться к руководству госпиталя: чем мы
можем помочь. Но возникает проблема: в госпиталь имеют доступ сестры,
прошедшие курсы сестер милосердия, а обучение каждой сестры милосердия
стоит 6000 рублей. Пока мы этого делать не можем. Но если найдутся доброхоты
в больницах, госпиталях, которые решат вопрос о бесплатном обучении наших
сестер, то и помощь наша будет тоже бесплатной - этим же больницам.
- Как происходит распределение средств
- с вашего благословения? Каков принцип их распределения?
- Всегда видно человека, за чем он
пришел: или он действительно нуждается, или он профессиональный попрошайка
(их - 70-80%), который просит везде.
Приходят ко мне многодетная мать, я вижу,
что документы у нее в порядке, мы стараемся им помочь по мере сил и возможностей.
Бывает и у нас густо, но бывает и пусто. Это зависит от жертвователей.
Средства небольшие - 100, 50 рублей, кому-то на лечение давали - 400 рублей,
и т.д.
- Психология так называемого профессионального
попрошайничества - становится серьезной проблемой России. Это связано
с прошлым нашим режимом, с его воспитанием потребительства, или это свойство
завершаемого века?
- Связано. Но ведь не было столько
бомжей в то время. Это бич нашего времени. Я не сваливал бы все на ушедшее
время. Как раз в том времени было больше социальной справедливости. Социальной!
Я не говорю о другом. Не говорю о том, что колоссальные разрушения были
в нашей истории культуре и религии, лилась ложь - в средствах массовой
информации в том числе. Но были и моменты более приемлемые для социальной
справедливости. Не было такой градации, такого деления в обществе.
- Когда сталкиваются с опытом милосердия,
всегда любопытствуют: а кто дает? кто имеет столько, что и другому достается?
Может быть, и не принято у православных говорить о людях, которые жертвуют
временем, служением, деньгами... Есть и понятие - деньги во благо - Богу
угодные. Но есть и не богоугодная жертва...
- Чем я и занимаюсь: чтобы средства,
которые поступают, были во благо. Не я один распределяю средства. Есть
совет сестричества, который видит, куда идут средства. Деньги жертвуют
не только люди богатые, но и люди очень среднего достатка. Ведь всякое
даяние - благо. И то, что мы собираем по крохам, пытаемся обратить все
во благо.
- ...Я бы хотела расширить вопрос: всегда
ли вы знаете источник доходов людей, которые жертвуют? Важно ли вам это?
- Да, это важно. Но важны еще глаза
человеческие - от кого! мы берем. Я считаю, что мы не в праве судить о
доходах тех, кто дает, и о том, откуда эти деньги у них появляются. Ведь
они проявляют этим покаяние. И я им не судия.
- Логичен вопрос: есть благотворители,
которые сослужат вам в деле милосердия и о которых вы молитесь?
- Есть. И они все в моем Синодике
записаны. О них я молюсь, чтобы Господь даровал им успех в работе, в бизнесе,
ведь имея прибыль, они и нам помогут.
- Есть русская пословица - знает Бог,
чья лампадка горит.
- Люди оказывают милость, это необходимо
для души настолько, что благо это переоценить невозможно!
Смирением достоинство княжеское сокрывши,
Богомудрая Елисавето, сугубым служением Марфы и Марии Христа почтила еси.
Милосердием, терпением и любовию себе предочистивши, яко жертва праведная
Богу принеслася еси.
Мы же чтуще добродетельное житие и страдания
твоя, яко истинную наставницу усердно просим тя: Святая мученице великая
княгине Елисавето, моли Христа Бога спасти и просветити души наша. (Тропарь
Святой Преподобномученице Великой Княгине Елизавете).
|
|