ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ
(Братьям и сестрам, желающим принять Святое Крещение)

      Святая Православная Церковь Христова радостно приветствует всех вас, пришедших с искренним желанием принять участие в таинстве Крещения. Это таинство, которое в древности носило еще название таинства Просвещения, является важнейшим в жизни человека духовно-мистическим актом его рождения "свыше" - "от воды и Духа". Как сказано в Евангелие от Иоанна, "если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух: должно вам родиться свыше".
      Человек живет на земле не только для того, чтобы заботиться о внешнем - о пище, семье, работе, крове над головой, одежде и развлечениях. Ему не надо путать цель своей жизни со средствами к ее достижению. Это значит, что всякий человек должен отличаться от просто высокоорганизованного животного заботой о том, что делает человека человеком, т. е. об "образе и подобии" Божием в себе.
      Чтобы прийти к Богу, надо раскрыть Ему свое сердце - "сердцевину", духовную глубину нашей жизни. Это открытие сердца человека называется верой.
      Но верить в Единого Бога, нашего духовного Отца и Творца, еще недостаточно. Надо принять Его в свое сердце - и, с другой стороны, надо отдать Ему себя. А для этого надо разрушить стоящую между всяким "плотским" человеком и Богом преграду, которая не дает нам возможности живо и лично общаться с живым и личным Богом.
      Что же это за преграда? Увы, это наш - как личный, так и общечеловеческий - первородный грех. Этот грех преследует не только всякого живущего в этом мире человека и всякое человеческое общество, но даже еще только что нарождающегося младенца. Это он - виновник всех зол в мире, войн, страданий, в том числе - невинных, и самой смерти, разрушающей жизнь человека, т. е. образ Божий в нем.
      Так как же человеку быть? Ведь не может же он сам себя вытащить из болота греха и зла. Здесь на помощь людям пришел непосредственно Сам Бог. Он послал в этот мир Спасителя нашего - Своего Единородного Сына, Господа Нашего, Иисуса Христа - Того Иисуса, Который, научив нас жить по-Божески и по-человечески, показал нам в Себе Полноту Божьего дара Любви, был за него распят, и воскрес в третий день, чему и все мы свидетели, начиная со времен апостольских.
      Конечно, вера во Христа, делая человека христианином, должна быть плодотворной, т. е. должна отражаться во всей жизни человека - в его духе, душе и теле, в его мыслях, словах и делах. Все, что не соответствует этой вере, должно исправляться. Такое внешнее и внутренее исправление всего человека называется покаянием, которое тоже является таинством, и которое должно продолжаться всю жизнь, даже после Крещения, во исполнение слов Господа Иисуса Христа "Будьте совершенны, как и Отец ваш Небесный совершенен".
      Поверив в Бога и покаявшись, человек может прийти в церковь, чтобы омыться от греховной грязи в духовных водах Крещения. Для подготовки к принятию этого таинства ему предварительно следовало бы осознанно прочитать первые три Евангелия (от Матфея, Марка и Луки), научиться обращаться с молитвой к Богу, как лично, так и в церкви, т. е. вместе с другими членами народа Божьего, и постараться исправить все свои греховные дела в отношении Бога, самого себя, природы, общества, ближних в семье и на работе, друзей и врагов. Последнее особенно важно, ибо по словам апостола Петра "Крещение есть не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести".
      Еще при подготовке к Крещению надо постараться узнать о главных принципах христианской веры, которые кратко изложены в так называемом Символе веры. Его надо знать наизусть и понимать всем крещаемым, а если они еще малы или не могут этого сделать по какой-то уважительном причине, то крестным - их "поручителям" перед Богом и Церковью, которые сами обязательно должны быть полными членами Церкви, т. е. регулярно (не реже шести раз в год) причащаться и быть наученными всем принципам христианской веры и жизни, а также быть способными воспитывать в ней своих "крестников", ибо они лично отвечают за будущую полноценную христианскую веру и жизнь крещаемых.
      Подготовившись в таинству Крещения внутренне (это называется оглашением), надо позаботиться и о внешней готовности к участию в таинстве. Здесь мало только зарегистрировать крестины, заплатить деньги (которые являются вашей жертвой на содержание храма и других церковных учреждений), взять крестик и свечи. Надо заранее сшить и принести крестильную белую рубашку, желательно - ранее никогда не надевавшуюся. Если крещаемый - не младенец, то хорошо бы ему прийти натощак (т. е. с полуночи ничего не есть и не пить), а также предварительно выдержать посильный телесный пост. Пост - это добровольное самоограничение в течение некоторого времени в количестве и качестве пищи (например, без мяса, молочного, яиц и рыбы), во свидетельство искренности вашего покаяния пред Богом. Вместе с крещаемым могут поститься и его близкие - крестные, родители или верующие друзья. Пост должен сопровождаться усиленной личной и совместной молитвой, милостивым отношением ко всем страждущим и нуждающимся, умением отказаться от своих "законных" удобств и внешних благ, освобождением от всяких страхов.
      Кроме того, всем надо знать основные элементы чинопоследования таинства Крещения и их смысл. Чтобы по возможности понимать все, в это время происходящее.
      Эти элементы таковы. Сперва совершаются молитвы и чины, имеющие вступительное значение и относящиеся к оглашенным, т. е. готовящимся к Крещению. Вначале читается молитва, делающая человека оглашаемым и просвещаемым, т. е. еще неполным членом Церкви, и так называемая "запретительная" молитва в помощь оглашаемому в его духовной борьбе с диаволом (т. е. сатаной, духом злобы, который есть олицетворение всего мирового зла), заканчивающаяся изгнанием из просвещаемого "всякого лукавого и нечистого духа" - духа прелести (т. е. прельщения, самообмана), лукавства, идолослужения, лихоимства, всякой лжи и нечистоты. Потом совершается чин "отречения от сатаны и сочетания со Христом". При этом задаются вопросы, на которые крещаемый, сам или через крестных, дает четкий и твердый ответ. Далее крещаемый читает по-славянски (лучше наизусть) Символ веры. После этого "сочетания со Христом" священник предлагает просвещаемому поклониться Христу, что и надо сделать со словами "поклоняюся Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущной и нераздельной". В заключение чина "отречения и сочетания" звучит молитва, благословляющая Бога и завершающая это последование.
      Затем наступает важнейший момент совершения собственно таинства Крещения. Священник возглашает "Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно (т. е. всегда) и во веки веков". Далее идет ряд кратких молитвенных прошений, на которые надо каждый раз всем отвечать "Господи, помилуй". Потом священник молится об освящении мировой первостихии - воды, в которой будет совершаться Крещение, и масла, которым крещаемый сразу и помазывается как "елеем радования", т. е. грядущей радости. Помазание - это есть также символ милости Божией, символ духовной борьбы. Далее происходит само Крещение (т. е. с греческого - погружение) человека в воде со словами. "Крещается, (такой-то), во имя Отца (аминь), и Сына (аминь), и Святаго Духа (аминь)".
      После Крещения происходит облачение новокрещенного в крестильную рубашку и надевание нательного креста. Затем начинается следующее таинство - таинство Миропомазания. Оно почти никогда не отделяется от Крещения и совершается также только однажды в жизни. Это таинство дара Святого Духа, приобщение к Нему по вере в Бога и Христа, при условии истинного покаяния. Этот дар - драгоценнейшее достояние христианина, которое и делает его таковым не только по имени, но и по духу и по силе Жизни. Таинство Миропомазания совершается через помазание различных частей тела новокрещенного святым миром (т. е. особым, освященным при участии Патриарха всея Руси, благовонным маслом), со словами: "Печать дара, Духа Святаго". На каждое помазание после этих слов крещаемый должен отвечать "аминь".
      Таинство завершается, и начинается крестный ход вокруг купели под пение слов апостола Павла: "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (т. е. "Те, кто во Христа крестились, во Христа облекались"). Аллилуиа! (т. е. "Хвалите приблизившегося к нам Бога"). В заключение читаются два отрывка из Священного писания Нового Завета - послания апостола Павла к римлянам (глава 6), где говорится о сути Крещения как смерти для греха и жизни для Бога, и Евангелия от Матфея, где звучит призыв Христа ко всем Его ученикам проповедовать, крестить и учить людей из всех народов при невидимой, но действенной поддержке Самого Господа.
      Далее обычно присоединяются еще обряды "омовения знаков св. мира" и "пострижения", как первой жертвы человека Богу.
      Затем следует и заключительное таинство - тaинство Причащения (т. е. Приобщения) новокрещенных, ставших теперь, если выполнено все из сказанного выше, полными членами Церкви, Святому Телу и Крови Христовым. Оно совершается в воспоминание принятых за нас Его голгофских страданий, Его Смерти и Воскресения. Через Причастие человек соединяется уже и с Самим воскресшим живым Господом и с его живым Телом - Церковью. Это же таинство называется Евхаристией (т. е. Благодарением Бога Отца за нашего Спасителя и за дар Святого Духа - залог нашего бессмертия).
      Конечно, в дальнейшем крещеный человек должен будет еще всей жизнью своей показать, что благодать Божия, данная ему в Крещении, не осталась тщетной. Он должен стать истинным христианином и по вере, и по жизни, стремиться к совершенству, быть светом и солью мира. Для того, чтобы это стало реальностью, ему надо будет совершенствоваться во всем том, о чем речь шла выше, и к этому еще - хорошо узнать Священное Писание, аскетику, догматику, сакраментологию (т. е. учение о таинствах) и мистику Церкви. Ему надо будет достойно участвовать и в жизни общества, и в общецерковной жизни. Как бы ни было трудно вначале, с Божьей помощью всего можно будет достичь и все препятствия преодолеть.

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.