|
ТАИНСТВО
КРЕЩЕНИЯ
(Братьям и сестрам, желающим принять Святое Крещение)
Святая
Православная Церковь Христова радостно приветствует всех вас, пришедших
с искренним желанием принять участие в таинстве Крещения. Это таинство,
которое в древности носило еще название таинства Просвещения, является
важнейшим в жизни человека духовно-мистическим актом его рождения "свыше"
- "от воды и Духа". Как сказано в Евангелие от Иоанна, "если кто не родится
от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть
плоть, а рожденное от Духа есть дух: должно вам родиться свыше".
Человек живет на земле не только для того, чтобы заботиться о внешнем
- о пище, семье, работе, крове над головой, одежде и развлечениях. Ему
не надо путать цель своей жизни со средствами к ее достижению. Это значит,
что всякий человек должен отличаться от просто высокоорганизованного животного
заботой о том, что делает человека человеком, т. е. об "образе и подобии"
Божием в себе.
Чтобы прийти к Богу, надо раскрыть Ему свое сердце - "сердцевину", духовную
глубину нашей жизни. Это открытие сердца человека называется верой.
Но верить в Единого Бога, нашего духовного Отца и Творца, еще недостаточно.
Надо принять Его в свое сердце - и, с другой стороны, надо отдать Ему
себя. А для этого надо разрушить стоящую между всяким "плотским" человеком
и Богом преграду, которая не дает нам возможности живо и лично общаться
с живым и личным Богом.
Что же это за преграда? Увы, это наш - как личный, так и общечеловеческий
- первородный грех. Этот грех преследует не только всякого живущего в
этом мире человека и всякое человеческое общество, но даже еще только
что нарождающегося младенца. Это он - виновник всех зол в мире, войн,
страданий, в том числе - невинных, и самой смерти, разрушающей жизнь человека,
т. е. образ Божий в нем.
Так как же человеку быть? Ведь не может же он сам себя вытащить из болота
греха и зла. Здесь на помощь людям пришел непосредственно Сам Бог. Он
послал в этот мир Спасителя нашего - Своего Единородного Сына, Господа
Нашего, Иисуса Христа - Того Иисуса, Который, научив нас жить по-Божески
и по-человечески, показал нам в Себе Полноту Божьего дара Любви, был за
него распят, и воскрес в третий день, чему и все мы свидетели, начиная
со времен апостольских.
Конечно, вера во Христа, делая человека христианином, должна быть плодотворной,
т. е. должна отражаться во всей жизни человека - в его духе, душе и теле,
в его мыслях, словах и делах. Все, что не соответствует этой вере, должно
исправляться. Такое внешнее и внутренее исправление всего человека называется
покаянием, которое тоже является таинством, и которое должно продолжаться
всю жизнь, даже после Крещения, во исполнение слов Господа Иисуса Христа
"Будьте совершенны, как и Отец ваш Небесный совершенен".
Поверив в Бога и покаявшись, человек может прийти в церковь, чтобы омыться
от греховной грязи в духовных водах Крещения. Для подготовки к принятию
этого таинства ему предварительно следовало бы осознанно прочитать первые
три Евангелия (от Матфея, Марка и Луки), научиться обращаться с молитвой
к Богу, как лично, так и в церкви, т. е. вместе с другими членами народа
Божьего, и постараться исправить все свои греховные дела в отношении Бога,
самого себя, природы, общества, ближних в семье и на работе, друзей и
врагов. Последнее особенно важно, ибо по словам апостола Петра "Крещение
есть не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести".
Еще при подготовке к Крещению надо постараться узнать о главных принципах
христианской веры, которые кратко изложены в так называемом Символе веры.
Его надо знать наизусть и понимать всем крещаемым, а если они еще малы
или не могут этого сделать по какой-то уважительном причине, то крестным
- их "поручителям" перед Богом и Церковью, которые сами обязательно должны
быть полными членами Церкви, т. е. регулярно (не реже шести раз в год)
причащаться и быть наученными всем принципам христианской веры и жизни,
а также быть способными воспитывать в ней своих "крестников", ибо они
лично отвечают за будущую полноценную христианскую веру и жизнь крещаемых.
Подготовившись в таинству Крещения внутренне (это называется оглашением),
надо позаботиться и о внешней готовности к участию в таинстве. Здесь мало
только зарегистрировать крестины, заплатить деньги (которые являются вашей
жертвой на содержание храма и других церковных учреждений), взять крестик
и свечи. Надо заранее сшить и принести крестильную белую рубашку, желательно
- ранее никогда не надевавшуюся. Если крещаемый - не младенец, то хорошо
бы ему прийти натощак (т. е. с полуночи ничего не есть и не пить), а также
предварительно выдержать посильный телесный пост. Пост - это добровольное
самоограничение в течение некоторого времени в количестве и качестве пищи
(например, без мяса, молочного, яиц и рыбы), во свидетельство искренности
вашего покаяния пред Богом. Вместе с крещаемым могут поститься и его близкие
- крестные, родители или верующие друзья. Пост должен сопровождаться усиленной
личной и совместной молитвой, милостивым отношением ко всем страждущим
и нуждающимся, умением отказаться от своих "законных" удобств и внешних
благ, освобождением от всяких страхов.
Кроме того, всем надо знать основные элементы чинопоследования таинства
Крещения и их смысл. Чтобы по возможности понимать все, в это время происходящее.
Эти элементы таковы. Сперва совершаются молитвы и чины, имеющие вступительное
значение и относящиеся к оглашенным, т. е. готовящимся к Крещению. Вначале
читается молитва, делающая человека оглашаемым и просвещаемым, т. е. еще
неполным членом Церкви, и так называемая "запретительная" молитва в помощь
оглашаемому в его духовной борьбе с диаволом (т. е. сатаной, духом злобы,
который есть олицетворение всего мирового зла), заканчивающаяся изгнанием
из просвещаемого "всякого лукавого и нечистого духа" - духа прелести (т.
е. прельщения, самообмана), лукавства, идолослужения, лихоимства, всякой
лжи и нечистоты. Потом совершается чин "отречения от сатаны и сочетания
со Христом". При этом задаются вопросы, на которые крещаемый, сам или
через крестных, дает четкий и твердый ответ. Далее крещаемый читает по-славянски
(лучше наизусть) Символ веры. После этого "сочетания со Христом" священник
предлагает просвещаемому поклониться Христу, что и надо сделать со словами
"поклоняюся Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущной и нераздельной".
В заключение чина "отречения и сочетания" звучит молитва, благословляющая
Бога и завершающая это последование.
Затем наступает важнейший момент совершения собственно таинства Крещения.
Священник возглашает "Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа,
ныне и присно (т. е. всегда) и во веки веков". Далее идет ряд кратких
молитвенных прошений, на которые надо каждый раз всем отвечать "Господи,
помилуй". Потом священник молится об освящении мировой первостихии - воды,
в которой будет совершаться Крещение, и масла, которым крещаемый сразу
и помазывается как "елеем радования", т. е. грядущей радости. Помазание
- это есть также символ милости Божией, символ духовной борьбы. Далее
происходит само Крещение (т. е. с греческого - погружение) человека в
воде со словами. "Крещается, (такой-то), во имя Отца (аминь), и Сына (аминь),
и Святаго Духа (аминь)".
После Крещения происходит облачение новокрещенного в крестильную рубашку
и надевание нательного креста. Затем начинается следующее таинство - таинство
Миропомазания. Оно почти никогда не отделяется от Крещения и совершается
также только однажды в жизни. Это таинство дара Святого Духа, приобщение
к Нему по вере в Бога и Христа, при условии истинного покаяния. Этот дар
- драгоценнейшее достояние христианина, которое и делает его таковым не
только по имени, но и по духу и по силе Жизни. Таинство Миропомазания
совершается через помазание различных частей тела новокрещенного святым
миром (т. е. особым, освященным при участии Патриарха всея Руси, благовонным
маслом), со словами: "Печать дара, Духа Святаго". На каждое помазание
после этих слов крещаемый должен отвечать "аминь".
Таинство завершается, и начинается крестный ход вокруг купели под пение
слов апостола Павла: "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся
(т. е. "Те, кто во Христа крестились, во Христа облекались"). Аллилуиа!
(т. е. "Хвалите приблизившегося к нам Бога"). В заключение читаются два
отрывка из Священного писания Нового Завета - послания апостола Павла
к римлянам (глава 6), где говорится о сути Крещения как смерти для греха
и жизни для Бога, и Евангелия от Матфея, где звучит призыв Христа ко всем
Его ученикам проповедовать, крестить и учить людей из всех народов при
невидимой, но действенной поддержке Самого Господа.
Далее обычно присоединяются еще обряды "омовения знаков св. мира" и "пострижения",
как первой жертвы человека Богу.
Затем следует и заключительное таинство - тaинство Причащения (т. е. Приобщения)
новокрещенных, ставших теперь, если выполнено все из сказанного выше,
полными членами Церкви, Святому Телу и Крови Христовым. Оно совершается
в воспоминание принятых за нас Его голгофских страданий, Его Смерти и
Воскресения. Через Причастие человек соединяется уже и с Самим воскресшим
живым Господом и с его живым Телом - Церковью. Это же таинство называется
Евхаристией (т. е. Благодарением Бога Отца за нашего Спасителя и за дар
Святого Духа - залог нашего бессмертия).
Конечно, в дальнейшем крещеный человек должен будет еще всей жизнью своей
показать, что благодать Божия, данная ему в Крещении, не осталась тщетной.
Он должен стать истинным христианином и по вере, и по жизни, стремиться
к совершенству, быть светом и солью мира. Для того, чтобы это стало реальностью,
ему надо будет совершенствоваться во всем том, о чем речь шла выше, и
к этому еще - хорошо узнать Священное Писание, аскетику, догматику, сакраментологию
(т. е. учение о таинствах) и мистику Церкви. Ему надо будет достойно участвовать
и в жизни общества, и в общецерковной жизни. Как бы ни было трудно вначале,
с Божьей помощью всего можно будет достичь и все препятствия преодолеть.
|
|