ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ

Таинство Крещения, приводящее человека в Церковь, обновляющее и просвещающее его - первое из семи благодатных таинств, источников силы Божией, подаваемой человеку в Церкви. Очень отрадно, что множество соотечественников наших уже приняли Святое Крещение, а многие готовятся сделать этот важный шаг в своей жизни в ближайшее время. Однако Христос заповедует не просто крестить, а прежде научить правилам веры, дать знания о той спасительной жизни, в которую вступает человек и наставить в благочестии, дабы прежняя греховная жизнь была изменена, а дары благодати сохранены в подвижничестве и сопротивлении искушениям. До последнего времени еще не было возможности предварительно встречаться с крещаемыми, готовить их к христианской жизни или, выражаясь церковным языком, оглашать. Теперь же возникла настоятельная необходимость такой работы как для нас, священнослужителей, так и для мирян, желающих принять это таинство. Очень часто бывает, что крестится человек, выходит из храма, а жизни своей не меняет. Заповеди не соблюдает, не молится, в храм почти не ходит - лишь по большим праздникам, а чаще, когда беда прижимает. И ведь не только по своей духовной лености не оказалось в момент крещения, сразу после него, рядом с таким человеком "сеятеля", который бы бросил добрые семена веры на облагодатствованную таинством почву, не рассказал, не научил. Все отдано на откуп самостоятельному трудничеству в основах веры, домашнему воспитанию, научению через семейный круг и близких друзей. Хотя учить и проповедовать - наша прямая обязанность. Ибо, если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую! (1 Кор. 9, 16) - говорит апостол Павел. Нет пока в среде мирян, в их домашней, внехрамовой жизни культуры и опыта благовестия друг другу. Все еще только устраивается, поэтому вся ответственность лежит на пастырях. По большому счету в наших воскресных школах сейчас находятся те, кто вовремя, при крещении, не был оглашен. Они теперь пост фактум наверстывают и восполняют недостаток знаний, когда наделано уже немало ошибок, которых можно было избежать. А какое количество остается неохваченными такой просветительской деятельностью? И с каждым днем число их все множится и множится. Храмы же наши заполняются отнюдь не с тою же быстротой. Крестятся сотни - православную жизнь ведут единицы.
То, что научение вере, т. е. оглашение - заповедь Самого Спасителя, мы уже показали. То, что мы должны благовествовать, - тоже ясно. Что это дает людям? В первую очередь, облегчение вхождения в церковную жизнь Устранение множества мелких неясностей, которые для нас, давно верующих, незначительны, а для неофитов служат предметом претыкания. Образ жизни Церкви - очень гармоничный и строго выверенный веками опыт. Опыт борьбы за человеческое достоинство и опыт сообщения человеку максимальных духовных дарований, какие он только сам способен вместить. В Церкви существует множество Евангельских и апостольских правил, зная и следуя которым можно с большей легкостью преодолевать многообразные искушения и житейские невзгоды. Наконец, истинное богопочитание, как венец христианской жизни, также требует объяснений, дабы человек для себя мог ответить на элементарные вопросы веры: Кто мой Спаситель? От чего меня надо спасать? Что мне делать, чтобы спастись? Люди приходят на крещение по-разному, но в любом случае можно отметить в них духовный порыв, всплеск религиозной жизни, поиск Бога, желание спастись, и здесь тот же апостол Павел отмечает: "Всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Но как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того о Ком не слыхалиг? Как слышать без проповедующего? (Рим. 10, 13-14). Человек нуждается в поддержке и наставлении. Если же он приходит к крещению духовно ленивым, пытается отнестись к таинству формально, тем более задача проповедника, ведущего оглашение, пробудить в нем живое чувство веры, открыть богатство того мира, к которому человек хочет прикоснуться и бедность, нищету жизни без веры, без Бога.
Даже привычные знания о Троице, о Христе, о Церкви, о Таинствах, полученные в ходе одной или нескольких бесед, могут оградить крещаемого от многообразия суеверий и лжеучений. Зная свою веру, можно привести к ней и своих близких, а вопрошающему дать вразумительный ответ, исполняя слова апостола Петра "будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1 Пет 3,15). Человек, наученный и просвещенный Таинством, сам может стать твердыней веры, за которой укроются его слабые единоверцы "Ибо есть много и непокорных, пус- тословов и обманщиков, особенно из образованных, каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти". (Тит. 1, 10-11). И для того, чтобы другим заградить уста, нужно сначала наполнить свое сердце и свое разумение об истинах веры, а начало этому должно полагать с самого крещения в огласительных беседах.
Так делал Иоанн Креститель - вначале проповедовал покаяние и скорое пришествие Христово, а затем крестил. Проповедовали и апостолы, а после - уверовавших крестили. Например, после проповеди апостола Петра к Церкви приложилось около трех тысяч человек (Деян. 2, 41). Так апостол Филипп сначала наставил эфиопского евнуха в учении, а затем, по его просьбе, сказавши: "если веруешь от всего сердца, можно" (Деян. 8, 37), крестил.
И первенствующая Церковь всегда имела огласительные училища, в которых сначала люди обучались, а затем крестились. Самыми известными были александрийское и иерусалимское училища. Даже богослужения Церковь строила так, чтобы обязательно выделить момент назидания готовящимся вступить в ее пределы - так появилась Литургия оглашенных, на которой даже некрещеные, но оглашаемые, могли присутствовать, внимать молитвам, слушать Священное Писание и проповедь.
Были огласители и частные. Священномученик Ермолай в IV веке научил вере юношу Панталеона, а затем, когда тот выразил желание, крестил его, назвав Пантелеимоном. И юный Пантелеимон, наполненный благодатью таинства и поучениями Ермолая, стал прекрасным украшением Церкви и славой Бога, в Которого уверовал через оглашение.
У нас же, к сожалению, после крещения многие и двух слов связать не могут. Не могут ответить на вопрос: "Как ты веруешь?", и получается, что слова апостола Павла "Я знаю, в Кого уверовал" (2 Тим. 1, 12), не может повторить большая часть из принявших крещение.
Необходимость предварительных встреч священника и крещающсгося уже назрела. И нужно надеяться, что паства с радостью откликнется на призывы пастырей: "Мы, служители Христовы, каждого приемлем, и стоя в звании как бы привратников, оставляем дверь незатворенную"... (Кирилл Иерусалимский).

Священник Владимир Зайцев
г. Екатеринбург

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.