|
ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ
Таинство Крещения, приводящее человека в Церковь, обновляющее и просвещающее его
- первое из семи благодатных таинств, источников силы Божией, подаваемой
человеку в Церкви. Очень отрадно, что множество соотечественников наших
уже приняли Святое Крещение, а многие готовятся сделать этот важный шаг
в своей жизни в ближайшее время. Однако Христос заповедует не просто крестить,
а прежде научить правилам веры, дать знания о той спасительной жизни,
в которую вступает человек и наставить в благочестии, дабы прежняя греховная
жизнь была изменена, а дары благодати сохранены в подвижничестве и сопротивлении
искушениям. До последнего времени еще не было возможности предварительно
встречаться с крещаемыми, готовить их к христианской жизни или, выражаясь
церковным языком, оглашать. Теперь же возникла настоятельная необходимость
такой работы как для нас, священнослужителей, так и для мирян, желающих
принять это таинство. Очень часто бывает, что крестится человек, выходит
из храма, а жизни своей не меняет. Заповеди не соблюдает, не молится,
в храм почти не ходит - лишь по большим праздникам, а чаще, когда беда
прижимает. И ведь не только по своей духовной лености не оказалось в момент
крещения, сразу после него, рядом с таким человеком "сеятеля",
который бы бросил добрые семена веры на облагодатствованную таинством
почву, не рассказал, не научил. Все отдано на откуп самостоятельному трудничеству
в основах веры, домашнему воспитанию, научению через семейный круг и близких
друзей. Хотя учить и проповедовать - наша прямая обязанность. Ибо, если
я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность
моя, и горе мне, если не благовествую! (1 Кор. 9, 16) - говорит апостол
Павел. Нет пока в среде мирян, в их домашней, внехрамовой жизни культуры
и опыта благовестия друг другу. Все еще только устраивается, поэтому вся
ответственность лежит на пастырях. По большому счету в наших воскресных
школах сейчас находятся те, кто вовремя, при крещении, не был оглашен.
Они теперь пост фактум наверстывают и восполняют недостаток знаний, когда
наделано уже немало ошибок, которых можно было избежать. А какое количество
остается неохваченными такой просветительской деятельностью? И с каждым
днем число их все множится и множится. Храмы же наши заполняются отнюдь
не с тою же быстротой. Крестятся сотни - православную жизнь ведут единицы.
То, что научение вере, т. е. оглашение - заповедь Самого Спасителя, мы уже
показали. То, что мы должны благовествовать, - тоже ясно. Что это дает
людям? В первую очередь, облегчение вхождения в церковную жизнь Устранение
множества мелких неясностей, которые для нас, давно верующих, незначительны,
а для неофитов служат предметом претыкания. Образ жизни Церкви - очень
гармоничный и строго выверенный веками опыт. Опыт борьбы за человеческое
достоинство и опыт сообщения человеку максимальных духовных дарований,
какие он только сам способен вместить. В Церкви существует множество Евангельских
и апостольских правил, зная и следуя которым можно с большей легкостью
преодолевать многообразные искушения и житейские невзгоды. Наконец, истинное
богопочитание, как венец христианской жизни, также требует объяснений,
дабы человек для себя мог ответить на элементарные вопросы веры: Кто мой
Спаситель? От чего меня надо спасать? Что мне делать, чтобы спастись?
Люди приходят на крещение по-разному, но в любом случае можно отметить
в них духовный порыв, всплеск религиозной жизни, поиск Бога, желание спастись,
и здесь тот же апостол Павел отмечает: "Всякий, кто призовет имя
Господне, спасется. Но как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать
в Того о Ком не слыхалиг? Как слышать без проповедующего? (Рим. 10, 13-14).
Человек нуждается в поддержке и наставлении. Если же он приходит к крещению
духовно ленивым, пытается отнестись к таинству формально, тем более задача
проповедника, ведущего оглашение, пробудить в нем живое чувство веры,
открыть богатство того мира, к которому человек хочет прикоснуться и бедность,
нищету жизни без веры, без Бога.
Даже привычные знания о Троице, о Христе, о Церкви, о Таинствах, полученные
в ходе одной или нескольких бесед, могут оградить крещаемого от многообразия
суеверий и лжеучений. Зная свою веру, можно привести к ней и своих близких,
а вопрошающему дать вразумительный ответ, исполняя слова апостола Петра
"будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании,
дать ответ с кротостью и благоговением (1 Пет 3,15). Человек, наученный
и просвещенный Таинством, сам может стать твердыней веры, за которой укроются
его слабые единоверцы "Ибо есть много и непокорных, пус- тословов
и обманщиков, особенно из образованных, каковым должно заграждать уста:
они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти".
(Тит. 1, 10-11). И для того, чтобы другим заградить уста, нужно сначала
наполнить свое сердце и свое разумение об истинах веры, а начало этому
должно полагать с самого крещения в огласительных беседах.
Так делал Иоанн Креститель - вначале проповедовал покаяние и скорое пришествие
Христово, а затем крестил. Проповедовали и апостолы, а после - уверовавших
крестили. Например, после проповеди апостола Петра к Церкви приложилось
около трех тысяч человек (Деян. 2, 41). Так апостол Филипп сначала наставил
эфиопского евнуха в учении, а затем, по его просьбе, сказавши: "если
веруешь от всего сердца, можно" (Деян. 8, 37), крестил.
И первенствующая Церковь всегда имела огласительные училища, в которых
сначала люди обучались, а затем крестились. Самыми известными были александрийское
и иерусалимское училища. Даже богослужения Церковь строила так, чтобы
обязательно выделить момент назидания готовящимся вступить в ее пределы
- так появилась Литургия оглашенных, на которой даже некрещеные, но оглашаемые,
могли присутствовать, внимать молитвам, слушать Священное Писание и проповедь.
Были огласители и частные. Священномученик Ермолай в IV веке научил вере
юношу Панталеона, а затем, когда тот выразил желание, крестил его, назвав
Пантелеимоном. И юный Пантелеимон, наполненный благодатью таинства и поучениями
Ермолая, стал прекрасным украшением Церкви и славой Бога, в Которого уверовал
через оглашение.
У нас же, к сожалению, после крещения многие и двух слов связать не могут.
Не могут ответить на вопрос: "Как ты веруешь?", и получается,
что слова апостола Павла "Я знаю, в Кого уверовал" (2 Тим. 1,
12), не может повторить большая часть из принявших крещение.
Необходимость предварительных встреч священника и крещающсгося уже назрела.
И нужно надеяться, что паства с радостью откликнется на призывы пастырей:
"Мы, служители Христовы, каждого приемлем, и стоя в звании как бы
привратников, оставляем дверь незатворенную"... (Кирилл Иерусалимский).
Священник Владимир Зайцев
г. Екатеринбург
|
|