Как складываются отношения с казачеством?
Неустойчивое положение сохраняется в среде казаков, проживающих на территории Екатеринбургской епархии. В их среде по-прежнему систематически возникают конфликты, чреватые новыми разделениями. На протяжении 1998 года два отдела Оренбургского казачьего войска оспаривали друг у друга законность свидетельства о реестре, выданного им. В настоящее время при участии духовенства Екатеринбургской епархии предпринимается очередная попытка установить между собой конструктивные рабочие отношения.
Твердая позиция священнослужителей на том или ином казачьем круге, требование присяги на Кресте и Евангелии сохраняют единство в казачьей среде. Однако до сих пор продолжаются круги и сходы, посвященные реорганизации станиц и других объединений казачества, что не способствует единению этого сословия. Хотя в целом взаимоотношения епархиального управления и казачества надо рассматривать как устоявшиеся и рабочие, подлинное воцерковление казаков продвигается медленно. Более того, отдельные казаки были бы не прочь втянуть в свои конфликты и священников, используя их поддержку для укрепления собственных позиций.
В связи с этим на общеепархиальном собрании 9 апреля 1998 года обсуждался вопрос "О казачестве и исполнении казаками Обращений Правящего Архиерея и решений Епархиального Совета". По решению епархиального собрания в норму представительства на данном собрании от каждого прихода был включен атаман казачьей станицы или хутора, если таковой имеет место на территории прихода. В виду важности проблемы обеспечения воцерковления казачества представлю выписку из стенограммы общеепархиального собрания:
Секретарь Екатеринбургского Епархиального управления протоиерей Владимир Зязев:
Как вы знаете, отцы, или по крайней мере большинство из вас, да и казаки знают, - я стоял у самых истоков зарождения и возрождения казачества. И когда-то просто всей душой и сердцем был с казаками. Но чем дальше, тем хуже, чем дальше, тем печальнее картина. И когда мы говорим про "белых" казаков, про "красных" казаков, или про казаков "самостийных", не может быть казака ни "белого", ни "красного" - может быть православный казак.
А вот, если вы, братья-казаки, между собой передрались, то как же вы Церковь-то будете защищать и Родину защищать? Вы между собой - 10 человек и перессорились все! А в храмах что делается? Ведь неоднократно приглашаешь казаков: "Казаки придите, помогите." Придут 2-3 человека, в стороне полупьяные простоят, прокурят и уйдут. А про венцы сколько раз говорили, чтобы вы повенчались. Если ты не венчанный казак, значит тебе не дорога Церковь, не дороги её истоки.
Я понимаю, если мне скажут, что казак инославный, мусульманин; ну хорошо - тогда в своей мечети будьте добры узаконить свои отношения. Кто бы ты ни был, мы ведь не говорили, что все должны быть именно православными. Для нас казак это - в первую очередь, защитник Отечества и Православной Церкви. И Владыка трижды прав, когда у него сердце болит о казачестве. И есть ли у нас сегодня казачество? Чины есть, есть у нас полковники, генералы, есть атаманы. Чины есть в каждой деревне, в каждой станице есть чины. Но сейчас вы сами можете назвать хотя бы одну станицу по-настоящему казаческой станицей. Есть где-нибудь станица? Или что, получается так - вы занимаетесь своими делами, а Православная Церковь должна вас прикрывать?
Я предлагаю-сейчас уже подумать о том, как провести, да простят меня казаки, как бы инвентаризацию казачества: вот приехал от Церкви в какую-то станицу священник, провёл сход станицы, посмотрели каждого казака, опросили - почему не венчан, почему не крещён, как ведёшь себя? И если эта станица достойна названия казацкой станицы, то дать ей грамоту, что мы с ней и она с нами. И если там окажется, что семь пьяных мужиков соберутся на сход, то от такой станицы надо отказаться - они только позорят нас. У нас своих тяжестей достаточно и вопросов много.
Выступает протоиерей Геннадий Ведерников, настоятель храма во имя святого благоверного князя Александра Невского в г.Нижнем Тагиле:
Ваше Преосвященство, отцы, братья-казаки! Можно сказать только одно: то, что сказал отец Владимир. В общем-то тоже самое и у нас происходит. В Тагиле есть казаки, которые около Церкви и с Церковью пытаются жить, и есть казаки, которые в Церковь не ходят и называют открыто себя "красными". Поэтому моя позиция такая, и наверное, так все священники рассуждают, потому что казачество должно быть единое и в первую очередь - православное. И руководствоваться духовными законами, а уж потом что-то можно и сделать, если самое главное есть.
Можно сказать про наш Нижний Тагил, что коммерцией занимаются казаки какие-то, их часто приезжают ищут, не могут найти; из других городов приходят к нам. Это конечно, позорно и стыдно. Но есть казаки, которые может быть и не столько занимаются коммерцией, которые близки к Церкви, радеют, стараются помочь Церкви. Болит у них сердце тоже и о храме, и о духовном состоянии, есть венчанные, есть невенчанные, но больше всё-таки невенчанных казаков. Вот такая картина, Ваше Преосвященство.
С другой стороны имеют место попытки отдельных священнослужителей оказать с помощью казаков давление на Правящего Архиерея. Однако такие попытки после объяснений вызвали негативное отношение большинства казаков.

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.