|
Как складываются отношения с казачеством?
Неустойчивое положение сохраняется в среде казаков, проживающих на территории
Екатеринбургской епархии. В их среде по-прежнему систематически возникают
конфликты, чреватые новыми разделениями. На протяжении 1998 года два отдела
Оренбургского казачьего войска оспаривали друг у друга законность свидетельства
о реестре, выданного им. В настоящее время при участии духовенства Екатеринбургской
епархии предпринимается очередная попытка установить между собой конструктивные
рабочие отношения.
Твердая позиция священнослужителей на том или ином казачьем круге, требование присяги
на Кресте и Евангелии сохраняют единство в казачьей среде. Однако до сих
пор продолжаются круги и сходы, посвященные реорганизации станиц и других
объединений казачества, что не способствует единению этого сословия. Хотя
в целом взаимоотношения епархиального управления и казачества надо рассматривать
как устоявшиеся и рабочие, подлинное воцерковление казаков продвигается
медленно. Более того, отдельные казаки были бы не прочь втянуть в свои
конфликты и священников, используя их поддержку для укрепления собственных
позиций.
В связи с этим на общеепархиальном собрании 9 апреля 1998 года обсуждался вопрос
"О казачестве и исполнении казаками Обращений Правящего Архиерея и решений
Епархиального Совета". По решению епархиального собрания в норму представительства
на данном собрании от каждого прихода был включен атаман казачьей станицы
или хутора, если таковой имеет место на территории прихода. В виду важности
проблемы обеспечения воцерковления казачества представлю выписку из стенограммы
общеепархиального собрания:
Секретарь Екатеринбургского Епархиального управления протоиерей Владимир Зязев:
Как вы знаете, отцы, или по крайней мере большинство из вас, да и казаки знают,
- я стоял у самых истоков зарождения и возрождения казачества. И когда-то
просто всей душой и сердцем был с казаками. Но чем дальше, тем хуже, чем
дальше, тем печальнее картина. И когда мы говорим про "белых" казаков,
про "красных" казаков, или про казаков "самостийных", не может быть казака
ни "белого", ни "красного" - может быть православный казак.
А вот, если вы, братья-казаки, между собой передрались, то как же вы Церковь-то
будете защищать и Родину защищать? Вы между собой - 10 человек и перессорились
все! А в храмах что делается? Ведь неоднократно приглашаешь казаков: "Казаки
придите, помогите." Придут 2-3 человека, в стороне полупьяные простоят,
прокурят и уйдут. А про венцы сколько раз говорили, чтобы вы повенчались.
Если ты не венчанный казак, значит тебе не дорога Церковь, не дороги её
истоки.
Я понимаю, если мне скажут, что казак инославный, мусульманин; ну хорошо
- тогда в своей мечети будьте добры узаконить свои отношения. Кто бы ты
ни был, мы ведь не говорили, что все должны быть именно православными.
Для нас казак это - в первую очередь, защитник Отечества и Православной
Церкви. И Владыка трижды прав, когда у него сердце болит о казачестве.
И есть ли у нас сегодня казачество? Чины есть, есть у нас полковники,
генералы, есть атаманы. Чины есть в каждой деревне, в каждой станице есть
чины. Но сейчас вы сами можете назвать хотя бы одну станицу по-настоящему
казаческой станицей. Есть где-нибудь станица? Или что, получается так
- вы занимаетесь своими делами, а Православная Церковь должна вас прикрывать?
Я предлагаю-сейчас уже подумать о том, как провести, да простят меня казаки,
как бы инвентаризацию казачества: вот приехал от Церкви в какую-то станицу
священник, провёл сход станицы, посмотрели каждого казака, опросили -
почему не венчан, почему не крещён, как ведёшь себя? И если эта станица
достойна названия казацкой станицы, то дать ей грамоту, что мы с ней и
она с нами. И если там окажется, что семь пьяных мужиков соберутся на
сход, то от такой станицы надо отказаться - они только позорят нас. У
нас своих тяжестей достаточно и вопросов много.
Выступает протоиерей Геннадий Ведерников, настоятель храма во имя святого благоверного
князя Александра Невского в г.Нижнем Тагиле:
Ваше Преосвященство, отцы, братья-казаки! Можно сказать только одно: то, что
сказал отец Владимир. В общем-то тоже самое и у нас происходит. В Тагиле
есть казаки, которые около Церкви и с Церковью пытаются жить, и есть казаки,
которые в Церковь не ходят и называют открыто себя "красными". Поэтому
моя позиция такая, и наверное, так все священники рассуждают, потому что
казачество должно быть единое и в первую очередь - православное. И руководствоваться
духовными законами, а уж потом что-то можно и сделать, если самое главное
есть.
Можно сказать про наш Нижний Тагил, что коммерцией занимаются казаки какие-то,
их часто приезжают ищут, не могут найти; из других городов приходят к
нам. Это конечно, позорно и стыдно. Но есть казаки, которые может быть
и не столько занимаются коммерцией, которые близки к Церкви, радеют, стараются
помочь Церкви. Болит у них сердце тоже и о храме, и о духовном состоянии,
есть венчанные, есть невенчанные, но больше всё-таки невенчанных казаков.
Вот такая картина, Ваше Преосвященство.
С другой стороны
имеют место попытки отдельных священнослужителей оказать с помощью казаков
давление на Правящего Архиерея. Однако такие попытки после объяснений
вызвали негативное отношение большинства казаков.
|
|