|
"ЦАРЮ НЕБЕСНЫЙ, УТЕШИТЕЛЮ, ДУШЕ ИСТИНЫ..."
Эта молитва Святому Духу известна каждому православному человеку. Она звучит
в начале утренних и вечерних молитв, ее произносят ради призвания помощи
Божией на всякое начинаемое благое дело. Только в период от Пасхи до Троицы,
на протяжении пятидесяти дней эта молитва не читается. Это благочестивое
правило связано с памятью великого события в истории искупленного человечества
- с памятью сошествия Святаго Духа на апостолов, которых Православная
Церковь празднует в день Святой Троицы (Пятидесятницы), ныне приходящейся
на 30 мая.
После Вознесения Господа нашего Иисуса Xриста наступил десятый день, это
был пятидесятый день после Воскресения Xристова. У евреев тогда был великий
праздник Пятидесятницы в память Синайского законодательства. Все апостолы
вместе с Божией Матерью и с другими учениками Xристовыми и прочими верующими
по прямому Господню указанию единодушно находились в одной горнице в Иерусалиме.
Был третий час дня по еврейскому счету часов, то есть по нашему девятый
час утра.
Вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил
весь дом, где находились ученики Xристовы. И явились огненные языки и
почили, то есть как бы установились по одному над каждым из них. Именно
так это великое событие изображается на иконах праздника Святой Троицы
- пребывающие вместе апостолы и Божия Матерь обращены взорами к небу,
а над главами у них изображаются знаки Божественного огня.
Все собравшиеся в Иерусалимской горнице исполнились Духа Святаго и стали
славить Бога на разных языках, которых прежде не знали. Так Дух Святый,
по обетованию Спасителя, сошел на апостолов в виде огненных языков, в
знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Xристова
учения всем народам; сошел же в виде огня в знак того, что имеет силу
опалять грехи и очищать, освящать и согревать души.
По случаю праздника Пятидесятницы в Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших
из разных стран и, конечно, знавших языки этих стран. Услышав шум, огромная
толпа народа собралась около дома, где были ученики Xристовы. Все в народе
изумлялись и спрашивали друг друга: "Не все ли они галилеяне? Как же
мы слышим каждый свой язык, в котором родились? Как они могут говорить
нашими языками о великих делах Божиих?"
Конечно, даже в этот момент мудрость века сего подсказала "странное" объяснение:
собравшиеся в недоумении говорили: "Они напились сладкаго вина". Сегодня
нам видна вся несуразность таких слов. Но не так ли и мы сами, ныне столкнувшись
с проявлением силы Божией, торопимся дать ей слабое, немощное, но нас
устраивающее объяснение?
Тогда апостол Петр, вставши вместе с прочими апостолами, сказал, что они не пьяны, но
что на них сошел Дух Святый, как это и было предсказано пророком Иоилем,
и что Иисус Xристос, Которого иудеи распяли, воскрес из мертвых, вознесся
на небо и излил на них Святаго Духа. Заканчивая проповедь об Иисусе Xристе,
апостол Петр сказал: "Итак, твердо знай, весь народ израильский, что
Бог послал Спасителем и Xристом Сего Иисуса, Которого вы распяли".
Проповедь Петра так подействовала на слушавших ее, что весьма многие уверовали в
Иисуса Xриста. Они стали спрашивать Петра и прочих апостолов: "Что
нам делать, мужи братия?"
Петр ответил им: "Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Xриста для прощения грехов;
тогда и вы получите дар Святаго Духа".
Уверовавшие во Xриста охотно приняли крещение, таких оказалось в этот
день около трех тысяч человек. Таким образом начало устрояться на земле
Царствие Божие, то есть святая Церковь Xристова.
В следующий за Пятидесятницею понедельник Православной Церковью совершается праздник
в честь Святого Духа, "единаго от Троицы Бога, единочестна и единосущна
и единославна Отцу и Сыну". Он был установлен Церковью "ради величия
Пресвятаго и Животворящаго Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя
Троицы", в противодействие учению еретиков, отвергавших божество Святого
Духа и равночестность Его с Богом-Отцом и Богом-Сыном.
"Дух Святый" называется Утешителем, потому что может ободрить и успокоить
нас, Он ходатайствует о нас точно так же, как и Xристос, ибо и Сей есть
Утешитель. Посему-то Дух Святый называется иным Утешителем. Иным же назван
по единству существа, ибо в одном смысле "иной и иной" мы понимаем о тождественных
и соестественных, а слова "иное и иное" - о различных естествах. Сей Святый
Дух есть едино со Отцом и Сыном во всем, посему Он и совершает с Ними
все, и самое будущее воскресение, и все, что хочет, творит, освящает,
разделяет, обновляет, посылает, умудряет, помазует пророков, кратко сказать,
совершает все, будучи самовластным, всесильным, благим, праведным, владычествующим.
Вообще Он имеет все, что имеют Отец и Сын, "кроме нерождения и рождения",
исходя из единого Отца. Когда излиялся Дух Святой на всякую плоть, тогда
мир исполнился всяческими дарованиями, и чрез Него все народы руководимы
были к благоговению, и всякая болезнь, и всякая немощь изгнаны. Ради этого
великого праздника существовала на Руси традиция - не работать, в особенности
земледельцам, в День Святаго Духа, хотя этот День всегда приходится на
понедельник, то есть с точки зрения людей далеких от Церкви на начало
будней недели.
А предшествует празднику Троицы два дня особого поминовения усопших -
Троицкий четверик (то есть четверг 27 мая) и Троицкая родительская суббота
(в этом году - 29 мая). О Троицкой родительской субботе известно многим,
так как она подобна другим Вселенским родительским субботам, празднуемым
Православной Церковью. О благочестивой традиции Троицкого Четверика известно
меньше. В России испокон века существовала традиция молиться в этот день
за "безродных и безыменных" - то есть о тех, чей род пресекся и за них
не только некому молиться, но и само христианское имя их изгладилось из
памяти людской. Все остальные толкования поминовения усопших в Троицкий
Четверик, о чем иногда приходится слышать, неправильны.
Как видите, предстоящие три дня - Троицкая родительская суббота, праздники Святой
Троицы и Святаго Духа - для Русской Православной Церкви являются днями
усиленной молитвы и о живых, и о усопших, о помиловании и спасении всех
нас. Поэтому так важно в эти дни быть в храмах Божиих вместе с детьми,
всеми семьями, чтобы были мы едины в молитве и уповании нашем, в стяжании
истинного богатства, благодати Святаго Духа, дарованного сперва апостолам,
а затем и всем нам, православным. По слову святого Иоанна Златоуста, Святый
Дух приходит во время молитвы. А это средство всегда с нами, но особенно
важно прибегнуть к нему в предстоящие праздничные дни.
Борис КОСИНСКИЙ,
руководитель пресс-службы
Екатеринбургского епархиального управления
|
|