"ЦАРЮ НЕБЕСНЫЙ, УТЕШИТЕЛЮ, ДУШЕ ИСТИНЫ..."

Эта молитва Святому Духу известна каждому православному человеку. Она звучит в начале утренних и вечерних молитв, ее произносят ради призвания помощи Божией на всякое начинаемое благое дело. Только в период от Пасхи до Троицы, на протяжении пятидесяти дней эта молитва не читается. Это благочестивое правило связано с памятью великого события в истории искупленного человечества - с памятью сошествия Святаго Духа на апостолов, которых Православная Церковь празднует в день Святой Троицы (Пятидесятницы), ныне приходящейся на 30 мая.
После Вознесения Господа нашего Иисуса Xриста наступил десятый день, это был пятидесятый день после Воскресения Xристова. У евреев тогда был великий праздник Пятидесятницы в память Синайского законодательства. Все апостолы вместе с Божией Матерью и с другими учениками Xристовыми и прочими верующими по прямому Господню указанию единодушно находились в одной горнице в Иерусалиме. Был третий час дня по еврейскому счету часов, то есть по нашему девятый час утра.
Вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились ученики Xристовы. И явились огненные языки и почили, то есть как бы установились по одному над каждым из них. Именно так это великое событие изображается на иконах праздника Святой Троицы - пребывающие вместе апостолы и Божия Матерь обращены взорами к небу, а над главами у них изображаются знаки Божественного огня.
Все собравшиеся в Иерусалимской горнице исполнились Духа Святаго и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали. Так Дух Святый, по обетованию Спасителя, сошел на апостолов в виде огненных языков, в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Xристова учения всем народам; сошел же в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души.
По случаю праздника Пятидесятницы в Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран и, конечно, знавших языки этих стран. Услышав шум, огромная толпа народа собралась около дома, где были ученики Xристовы. Все в народе изумлялись и спрашивали друг друга: "Не все ли они галилеяне? Как же мы слышим каждый свой язык, в котором родились? Как они могут говорить нашими языками о великих делах Божиих?"
Конечно, даже в этот момент мудрость века сего подсказала "странное" объяснение: собравшиеся в недоумении говорили: "Они напились сладкаго вина". Сегодня нам видна вся несуразность таких слов. Но не так ли и мы сами, ныне столкнувшись с проявлением силы Божией, торопимся дать ей слабое, немощное, но нас устраивающее объяснение?
Тогда апостол Петр, вставши вместе с прочими апостолами, сказал, что они не пьяны, но что на них сошел Дух Святый, как это и было предсказано пророком Иоилем, и что Иисус Xристос, Которого иудеи распяли, воскрес из мертвых, вознесся на небо и излил на них Святаго Духа. Заканчивая проповедь об Иисусе Xристе, апостол Петр сказал: "Итак, твердо знай, весь народ израильский, что Бог послал Спасителем и Xристом Сего Иисуса, Которого вы распяли".
Проповедь Петра так подействовала на слушавших ее, что весьма многие уверовали в Иисуса Xриста. Они стали спрашивать Петра и прочих апостолов: "Что нам делать, мужи братия?"
Петр ответил им: "Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Xриста для прощения грехов; тогда и вы получите дар Святаго Духа".
Уверовавшие во Xриста охотно приняли крещение, таких оказалось в этот день около трех тысяч человек. Таким образом начало устрояться на земле Царствие Божие, то есть святая Церковь Xристова.
В следующий за Пятидесятницею понедельник Православной Церковью совершается праздник в честь Святого Духа, "единаго от Троицы Бога, единочестна и единосущна и единославна Отцу и Сыну". Он был установлен Церковью "ради величия Пресвятаго и Животворящаго Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы", в противодействие учению еретиков, отвергавших божество Святого Духа и равночестность Его с Богом-Отцом и Богом-Сыном.
"Дух Святый" называется Утешителем, потому что может ободрить и успокоить нас, Он ходатайствует о нас точно так же, как и Xристос, ибо и Сей есть Утешитель. Посему-то Дух Святый называется иным Утешителем. Иным же назван по единству существа, ибо в одном смысле "иной и иной" мы понимаем о тождественных и соестественных, а слова "иное и иное" - о различных естествах. Сей Святый Дух есть едино со Отцом и Сыном во всем, посему Он и совершает с Ними все, и самое будущее воскресение, и все, что хочет, творит, освящает, разделяет, обновляет, посылает, умудряет, помазует пророков, кратко сказать, совершает все, будучи самовластным, всесильным, благим, праведным, владычествующим. Вообще Он имеет все, что имеют Отец и Сын, "кроме нерождения и рождения", исходя из единого Отца. Когда излиялся Дух Святой на всякую плоть, тогда мир исполнился всяческими дарованиями, и чрез Него все народы руководимы были к благоговению, и всякая болезнь, и всякая немощь изгнаны. Ради этого великого праздника существовала на Руси традиция - не работать, в особенности земледельцам, в День Святаго Духа, хотя этот День всегда приходится на понедельник, то есть с точки зрения людей далеких от Церкви на начало будней недели.
А предшествует празднику Троицы два дня особого поминовения усопших - Троицкий четверик (то есть четверг 27 мая) и Троицкая родительская суббота (в этом году - 29 мая). О Троицкой родительской субботе известно многим, так как она подобна другим Вселенским родительским субботам, празднуемым Православной Церковью. О благочестивой традиции Троицкого Четверика известно меньше. В России испокон века существовала традиция молиться в этот день за "безродных и безыменных" - то есть о тех, чей род пресекся и за них не только некому молиться, но и само христианское имя их изгладилось из памяти людской. Все остальные толкования поминовения усопших в Троицкий Четверик, о чем иногда приходится слышать, неправильны.
Как видите, предстоящие три дня - Троицкая родительская суббота, праздники Святой Троицы и Святаго Духа - для Русской Православной Церкви являются днями усиленной молитвы и о живых, и о усопших, о помиловании и спасении всех нас. Поэтому так важно в эти дни быть в храмах Божиих вместе с детьми, всеми семьями, чтобы были мы едины в молитве и уповании нашем, в стяжании истинного богатства, благодати Святаго Духа, дарованного сперва апостолам, а затем и всем нам, православным. По слову святого Иоанна Златоуста, Святый Дух приходит во время молитвы. А это средство всегда с нами, но особенно важно прибегнуть к нему в предстоящие праздничные дни.

Борис КОСИНСКИЙ,
руководитель пресс-службы
Екатеринбургского епархиального управления

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.