|
"ЗАЩИТНИК ОТЕЧЕСТВА НЕМЫСЛИМ БЕЗ ВЕРЫ"
Так считает руководитель отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами
и правоохранительными учреждениями Екатеринбургского епархиального управления
Русской Православной Церкви Илья Константинович Новожилов. В беседе с
корреспондентом он, в недалеком прошлом, сам - кадровый офицер, преподаватель
военного вуза, поделился своими размышлениями о месте и роли православного
духовенства в формировании нравственного облика современного воина в процессе
реформирования Российских Вооруженных Сил.
- Илья Константинович, с чем связано
создание Вашего отдела?
- Чтобы полно ответить на Ваш вопрос,
необходимо обратиться к истории. Надо сказать, что Русская Православная
Церковь всегда считала защиту Отечества священным делом, стояла на патриотических
позициях. Достаточно вспомнить, что на Куликовскую битву Димитрия Донского
благословил Сергий Радонежский, а первым в схватку с татаро-монголами
вступил схимонах Пересвет - бывший Брянский воевода. С момента создания
регулярной Русской Армии, она и Православная Церковь были неразделимы.
Церковь освящала боевые знамена, и боевое оружие. Военное духовенство
было выделено в отдельную структуру. На флоте с 1720 года, с начала XIX
века в остальных родах войск. Департамент военного и морского духовенства
просуществовал вплоть до октября 1917 года и его представители вписали
немало славных страниц в историю Российского воинства. Вспомним Великую
Отечественную войну, когда победа над демоническим врагом началась с победы
духовной - с благословления Русской Православной Церкви в первый же день
войны 22 июня 1041 года. Контрнаступление под Москвой совпало с Православными
праздниками: началось 5 декабря 1941 года, на следующий день после Введения
во храм Пресвятой Богородицы, а закончилось к Рождеству Христову, повернуло
ход всей мировой войны. Основные боевые действия великой войны были закончены
6 мая 1945 года, в день Великомученика и Победоносца Георгия. Капитуляцию
принял маршал Георгий Жуков, возивший в войну под крышей своего автомобиля
образ Казанской Божией Матери.
До сих пор народу нашему не сказано во
всеуслышание о том как Пресвятая Богородица спасла Россию в Великой Отечественной
войне. О том, что митрополиту гор Ливанских Илие была присуждена Сталинская
премия за неоценимую услугу, которую он оказал нашему народу. Впрочем
такой загадкой остается для наших современников вся Православная составляющая
победы в Великой Отечественной войне. Эта тема заслуживает отдельного
обстоятельного рассказа.
После вступления России на путь демократических
преобразований, Священным Синодом Русской Православной Церкви (Московский
Патриархат) в 1995 году было принято решение о создании отдела по взаимодействию
с Вооруженными Силами и Правоохранительными учреждениями. Синодальный
отдел возглавил епископ Красногорский Савва. После подписания соглашения
между Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и Министерством
обороны Российской Федерации, по благословлению нашего епископа создан
одним из первых среди епархий Православной Церкви наш отдел. Замечу, создание
отдела по взаимодействию с силовыми структурами, это не только дань традиции,
но важный шаг по заполнению мировоззренческого и духовного вакуума в умах
и душах защитников нашей Родины.
- С чего Вы начали свою деятельность
и каковы ее основные направления?
- Конечно, мы в епархии на первых
порах не имели представления о той большой работе, которая нам предстояла.
Я - подполковник запаса, поэтому по традиции Российского офицерства начал
с представления всем воинским начальникам, части, соединения которых дислоцируются
на территории Свердловской области. Мало, кто из военных руководителей
тогда знал о создании нашего отдела, о возможных путях взаимодействия
в вопросе духовного и нравственного воспитания воинов. После первого знакомства,
практически с нуля пришлось разрабатывать направления сотрудничества.
Дело в том, что в 1995 году в отделе я был один и потребовалось два года
работы, чтобы получить благословение Правящего Архиерея на расширение
нашего отдела. Сегодня в отделе работают со мной полковник медицинской
службы запаса Владимир Филимонов и выпускник Горной Академии Костюков
Сергей. Мы планируем, что в перспективе в отделе будут работать направленцы
по родам войск и силовым структурам, так, чтобы все, кто носит погоны
были охвачены нашим влиянием. Что же касается направлений нашей деятельности,
то в основном в первое время это было заключение соглашений с руководством
Уральского Военного округа и других силовых структур о направлениях взаимодействия
и сотрудничества. Такие соглашения были успешно разработаны и подписаны
уже в 1995 году. Одним из первых - было соглашение о взаимодействии со
Свердловским областным военным комиссариатом, которое подписали Правящий
Архиерей Екатеринбургской епархии и областной военный комиссар генерал-майор
Юрий Батурин. К слову, этот генерал - первый в после революционной России
был удостоен награждения орденом Святого Благоверного Князя Даниила Московского
III степени. Эта награда результат плодотворной совместной работы Екатеринбургской
епархии и Областного Военного комиссариата по нравственному воспитанию
призывников и призывной молодежи. Но вернемся к направлениям работы нашего
отдела. Одно из важнейших - закрепление священнослужителей за конкретными
воинскими частями и исправительными учреждениями. Оно осуществляется по
прошению командования, представленному на имя Правящего Архиерея. Сегодня
священнослужители закреплены за военными комиссариатами Свердловской области,
окружным военным госпиталем, воинскими соединениями, частями и военно-учебными
заведениями, которые дислоцируются на территории Свердловской области.
Все духовники наладили тесный контакт с командирами и личным составом
окормляемых частей. Вот только один пример: иерей Алексей Горин окормляет
Екатеринбургское высшее артиллерийское командное училище и местное мотострелковое
соединение. Отец Алексей неизменный участник всех воинских ритуалов: принятие
присяги, посвящение в курсанты, выпуск из училища. Им освящены Боевые
Знамена. Он не только выступает с лекциями перед солдатами, сержантами,
офицерами и членами их семей, но и находит время поговорить по душам,
дать мудрый совет. Такие священнослужители, как отец Алексей, думается,
достойно продолжают дело прежних пастырей: своим добрым, проникновенным,
доходчивым словом формирует нравственный облик паствы - людей в погонах!
- Илья Константинович, Вам как бывшему
офицеру, безусловно известны все проблемы наших воинских коллективов:
неуставные взаимоотношения, пьянство, самовольные отлучки, нерешенные
жилищные и финансовые проблемы офицерства... Без сплочения воинских коллективов,
укрепления воинской дисциплины, формирования нового духовного облика военнослужащих,
невозможно реформирование Вооруженных Сил России. Что делает Православная
Церковь и епархиальное управление в частности, в этом направлении?
- В канонах Православия клятвоотступничество,
в том числе и от военной присяги, есть великий грех. Духовник, разъясняя
это положение солдатам, может кого-то отвести от нарушения военной дисциплины
и повернуть к добросовестной службе. У нас есть такие примеры. В первое
время существования нашего отдела со стороны отдельных командиров чувствовалось
недоверие к священнослужителям. Но когда с помощью того же, упоминаемого
уже отца Алексея удалось снизить число "самовольщиков" в одной из самых
неблагополучных по воинской дисциплине частей нашего Екатеринбургского
гарнизона, отношение изменилось. Или еще один пример. Сборный пункт областного
военкомата в Егоршино. В год там проходит до 15 тысяч призывников. Традиционно
со всеми встречаются священнослужители. Выступают, показывают фильмы о
православии. Осуществляют таинство крещения. Только за весенний призыв
окрещено около трехсот человек. Я не склонен относить успешное выполнение
планов по призыву области, только к заслуге православных священников,
но, несомненно, в том, что в юношах-призывниках планка патриотизма растет,
поднимается все выше, их не малый вклад. С целью дальнейшего духовного
и патриотического воспитания молодежи нашим отделом подготовлена брошюра
"Дни воинской славы", в которой нами взят за основу Указ Президента Российской
Федерации "О днях воинской славы и победных днях России". Эта брошюра
предназначена для вручения выпускникам военных вузов и призывникам. Мы
сделали попытку не только вычленить тот или иной исторический факт или
событие, но и связать их с духовностью русского народа, как важной чертой
национального менталитета.
- До революции департаменту военного
и морского духовенства подчинялись 24 собора, 437 полковых, 32 госпитальных
церкви. Как обстоят дела с культовыми сооружениями сегодня?
- К сожалению, сегодня в Екатеринбурге
нет воинских храмов и церквей. До революции в городе был один воинский
храм, там, где сегодня располагается Октябрьский РОВД, рядом размещались
Аравайские казармы. Сегодня, к слову на месте их полк связи. Солдаты и
офицеры из этих казарм посещали также Крестовоздвиженский храм. В архиве
сохранились приказы начальника гарнизона, из которых видно, как пунктуально,
до мелочей регламентировалось посещение храма. Сегодня о подобном приходится
только мечтать, хотя определенные подвижки в позитивном направлении уже
есть: заложены часовни в артиллерийском училище и в местном соединении.
В остальных частях и соединениях есть, так называемые, молитвенные комнаты,
в которых, конечно, нельзя совершать таинства, но православный священник
имеет возможность встретиться с солдатами и сержантами, побеседовать,
найти точки соприкосновения. Конечно, было бы хорошо, чтобы в каждом из
гарнизонов был свой воинский храм, где военнослужащие могли бы исповедоваться,
креститься, венчаться. Не зря же говорят, что в наиболее намоленных храмах
лучше отпускаются грехи. Если же священник встречается в комнате досуга
или ином, не приспособленном для совершения таинств помещении, где после
его ухода могут совершаться богонеугодные поступки, то, понятно, что результат
встречи с духовником для того же солдата будет куда меньшим. По счастью
у нас есть примеры другого свойства. Вот один из них и, хотя он относится
не к части Министерства обороны, а к войскам Министерства внутренних дел,
думаю, сказать необходимо. По просьбе командования Уральского округа Внутренних
войск, впервые в послереволюционной России, создан переносной походный
воинский храм. создание его благословил Святейший Патриарх Московский
и всея Руси Алексий II, вручил антиминс. В октябре 1997 года произошло
освящение храма во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского
и этот храм с настоятелем иереем Александром и четырьмя духовными лицами
убыл с частью внутренних войск в район Моздока, где данная часть будет
выполнять боевую задачу на административной границе с Чечней. На встрече
с заместителем командующего Уральским округом Внутренних войск генерал-майором
Юрием Денисенковым, было мне сообщено, что часть благополучно прибыла
на место дислокации, храм развернут. И люди потянулись к нему.
- История знает немало примеров, что
именно в условиях войны, боевых действий, солдаты и офицеры больше обращают
свои взоры к Богу, а священнослужители показывают образцы мужества и самопожертвования.
Так, к началу XX века в России, было 111 священников, награжденных золотым
наперсным крестом на георгиевской ленте, а четыре войсковых священника
награждены были орденами Святого Георгия Победоносца. Но, спросить Вас
я хотел о другой святой миссии, которую всегда выполняли военные духовники
- заботились о том, чтобы убитые не остались без погребения. Как отражено
это направление в деятельности Вашего отдела?
- В церковном лексиконе есть такие
слова: "На поле брани живот свой положи". В них видно отношение к проблеме:
человек, отдавший жизнь за свое Отечество, должен быть обязательно погребен.
К сожалению в нашем Отечестве в последние годы и десятилетия, об этом
святом деле как-то забывают. До сих пор не захоронены тела сотен тысяч
россиян, погибших в годы Великой Отечественной войны. Есть много таких
фактов, относящихся и к боевым действиям в Чеченской Республике... Вот
почему мы стараемся не проходить мимо каждой семьи военнослужащего, потерявшей
мужа или сына. Священники, закрепленные за воинскими частями стараются
добрым словом и участием облегчить родственникам период наиболее острого
переживания утраты, помогают им духовно реабилитироваться. Кроме того,
нами ведется широкая благотворительность: к Дню Защитника Отечества в
этом году каждая семья, где есть погибший воин, на территории епархии
была посещена священнослужителями и получила ценный подарок. Для детей
погибших военнослужащих проведена Рождественская благотворительная елка,
на которой побывали и получили подарки более двухсот малышей. Несколько
миллионов рублей выделено на подарки ветеранам войны к Дню Победы. Если
говорить о благотворительности, то нельзя не вспомнить и другие акции
подобного рода. Окружному госпиталю, областному сборному пункту, артиллерийскому
училищу, войсковой части 34081 епархией были приобретены телевизоры, видео-
и аудиотехника. А военной школе младших специалистов закуплены кроссовки
для участия во всеармейских соревнованиях пожарников. По благословению
Правящего Архиерея мы оказываем финансовую помощь в подписке на светские
газеты и журналы целому ряду воинских частей Екатеринбургского гарнизона.
Кроме того, мы безвозмездно передаем ежемесячно 5000 экземпляров "Православной
газеты" и даже сами развозим ее по частям. В библиотеки военных училищ
и воинских частей по благословлению Правящего Архиерея нами передано также
безвозмездно духовной литературы (Библия и Закон Божий) на значительную
сумму. Недавно к нам обратился заместитель командующего УрВО по воспитательной
работе генерал-майор Александр Городничев с просьбой подготовить такую
книжную посылку для воинов-уральцев, находящихся в составе 201 мотострелковой
дивизии в Таджикистане. Владыка благословил это дело и в ближайшее время
такая посылка будет отправлена.
- Илья Константинович, не получится ли так, что наших многонациональных воинских коллективах, где есть немало
военнослужащих, принадлежащих к другим конфессиям, будет представлена
только Православная Церковь?
- Думаю, что нет. Хотя исторически
Православие было государственной религией России, никто из других конфессий
не ущемлялся. В настоящее время в войсках есть солидный аппарат по воспитанию
личного состава, который в состоянии не допустить никаких перекосов. Тем
паче, соглашение с командованием Уральского Военного Округа и Уральского
Округа Православной Церкви одновременно с Председателем Духовного управления
мусульман города Екатеринбурга и Свердловской области муфтием Хазратом
Сибагатуллой Хаджи. Это соглашение предполагает взаимодействие в духовном
воспитании военнослужащих представителей всех конфессий, которым дорога
и близка идея защиты нашего Отечества. Но, само собой разумеется, наши
священнослужители, направляясь в воинские коллективы для исповедания православия,
никого за собой насильно не поведут. Мы говорим так командирам частей:
если у вас есть воины, исповедующие иные духовные наследия, вы вправе
приглашать соответствующих представителей. Мы со своей стороны делаем
все от нас зависящее, чтобы воины - православные христиане не остались
без нашего внимания. К слову, недавно нами предложена командованию округа
20-часовая программа "Духовные традиции Российского воинства", которую
мы предлагаем включить в раздел общественно-государственной подготовки.
У меня состоялся разговор с представителями муфтиата - у них разработаны
аналогичные программы. Так что проведение подобных занятий не ущемит представителей
других религиозных конфессий.
- Благодарю Вас, Илья Константинович,
за интересное интервью. Позвольте выразить уверенность, что совместная
деятельность командования и духовенства по формированию духовного и нравственного
облика военнослужащих принесет свои добрые всходы на ниве военной реформы.
Послесловие: Интервью с руководителем
отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями
Екатеринбургского епархиального управления Русской Православной Церкви
И. К. Новожиловым мы попросили прокомментировать офицера по связям с государственными
органами, общественными и религиозными организациями управления воспитательной
работы Уральского военного округа подполковника Валерия Островского, который
отметил: "Посещение воинских частей округа православными священниками,
участие их во всевозможных ритуалах, праздниках, событиях вошло в норму,
стало вполне обычным явлением. Во многом это результат тесного взаимодействия
командования округа с епархиальным управлением и его военным отделом.
Справедливости ради, надо сказать, что такие же отлаженные контакты у
нас и с Тюменской епархием, где только в этом году, мы уже провели две
научно-практические конференции "Духовные истоки воинской славы России".
Но самые добрые отношения у нас несомненно с Екатеринбургским епархиальным
управлением. Совместно проведено немало воспитательных мероприятий, давших
положительные результаты. Могу отметить хорошее взаимодействие с местным
духовенством в войсковых частях, где заместителями по воспитательной работе
подполковники Пономарев, Зирка, полковник Мясников. Мы планируем в ближайшее
время организовать встречу командования частей с представителями духовенства,
чтобы подвести итоги совместной работы. Что же касается взаимодействия
с другими конфессиями, мы открыты для всех. Правда, активности их представители
почему-то не проявляют. С нашей стороны, принимаются все меры, чтобы военнослужащие
исповедующие другие религии, могли в увольнении посетить свои культовые
учреждения, не испытывали на себе никакого давления. И наконец, что касается
курса "Духовные традиции Российского воинства", занятия будут проводиться
в виде факультатива, чтобы не ущемлять ничьих интересов. делая вывод по
всему сказанному, добавлю, что в целом наше сотрудничество с духовенством
в вопросах духовного и нравственного воспитания военнослужащих и членов
их семей - это не дань моде, а настоятельная потребность современного
этапа военного строительства".
беседовал постоянный корреспондент журнала "Ориентир"
по Уральскому военному округу
подполковник А. КЕРДАН
Послесловие
15 декабря 1998 года в Екатеринбургском
окружном Доме офицеров состоялось совещание "Итоги и проблемы взаимодействия
Вооруженных Сил и правоохранительных учреждений с Екатеринбургской епархией
Русской Православной Церкви". В его работе приняли участи: Преосвященный
Савва, епископ Красногорский, викарий Московской Патриархии, председателя
отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами
и правоохранительными учреждениями, Преосвященного Гурий, епископ Корсунский,
Преосвященный Никон, епископ Екатеринбургский и Верхотурский, Руководитель
администрации Губернатора Свердловской области Юрий Григорьевич Пинаев;
Советник Губернатора Свердловской области по взаимодействию с религиозными
организациями Смирнов Виктор Павлович; Командующий войсками Уральского
военного округа генерал-полковник Греков Юрий Павлович; военачальники;
командиры и заместители командиров частей и подразделений по воспитательной
работе, начальники УВД районов и городов, начальники и заместители начальников
по воспитательной работе Управления исполнения наказаний, расположенных
на территории области;
Совещание рассмотрело существующие проблемы
и наметило пути дальнейшего взаимодействия вооруженных защитников Отечества
и местной Православной Церкви.
|
|